НАШИ ПАРТНЕРЫ:

logo2 test

Эннеатип № 8: Вожделение или «Сила»

 

Общая характеристика: Вожделение и мстительная заносчивость

Словарь Королевской Академии Испании определяет вожделение как «порок, проявляющийся в стремлении обладать недозволенным или повышенной жажде к плотским удовольствиям»; дополнительное значение – «чрезмерность в определенных вещах». В дальнейшем я буду пользоваться словом «вожделение», чтобы обозначить страсть к чрезмерному, страсть, стремящуюся к напряжению не только через секс, но и любыми другими способами стимуляции: от адреналина до кулинарных специй.

Жажда ощущать себя еще более живым, характерная для вожделяющей личности, является ни чем иным как попыткой ком пенсировать скрытый недостаток жизненности.

Характерологический синдром вожделения связан с характерологическим синдромом ненасытности, оба они характеризуются импульсивностью и гедонизмом. В случае с ненасытностью, однако, импульсивность и гедонизм существуют в контексте слабого, мягкого и нежного характера, в то время как в вожделении он существует в контексте сильного и решительного характера.

Еще шире этот синдром можно описать термином Райха «фаллический нарциссизм» или описанием мстительной личности Хорни. Слово «садистский» кажется особенно подходящим в свете ее позиции, противоположной мазохистскому характеру эннеатипа № 4. Связь между ненасытностью и вожделением наблюдалась давно. Так, в «Рассказе священника» у Чосера можно прочесть: «После чревоугодия идет разврат; так как эти два греха настолько близкие родственники, что их часто не следует разделять».

 

Структура черт характера

 

Вожделение

Так же, как гнев можно рассматривать как самую скрытую из страстей, вожделение, возможно, самая явная. Сенсомоторный характер его (сомато тоническая основа вожделения) может рассматриваться как естественная почва, из которой произрастает вожделение. Другие черты, такие как гедонизм, склонность к скуке в случае недостаточной стимуляции, страсть к развлечениям, нетерпеливость и импульсивность, также попадают в сферу характера вожделения.

Нужно принять во внимание, что вожделение – это больше, чем гедонизм. В вожделении существует не просто удовольствие, но наслаждение удовлетворять возникающее желание, наслаждение заниматься запрещенным и особое наслаждение – бороться за удовольствия. Кроме того, в характере удовольствий здесь присутству ет небольшая примесь боли, которая трансформируется в удовольствие: это или боль других, за чей счет получают удовлетворение, или боль, к которой приводят усилия, направленные на преодоление препятствий на пути к удовлетворению. Именно это делает вожделение страстью к напряженности, а не только страстью к удовольствиям. Дополнительная напряженность, дополнительное возбуждение, «приправа», проистекают не из истинного удовлетворения, но из борьбы и тайного триумфа.

 

Стремление карать

Существует еще одна группа черт характера, тесно связанная с вожделением, ее можно определить как стремление карать, садизм, склонность эксплуатировать, враждебность. Среди этих черт мы находим «грубость», «сарказм», «иронию» и другие запугивающие, унизительные и разочаровывающие черты. Из всех характеров он наиболее подвержен гневу и наименее его пугается.

Именно к характеристикам гнева и стремлению покарать эннеатипа № 8 обращается Ичазо, называя фиксацией вожделения «мстительность». Мстительность растягивается здесь надолго: личность в ответ на боль, унижение и бессилие, пережитые в детстве, берет правосудие в свои руки. Как если бы он хотел поменяться с миром ролями и, претерпев разочарование или унижение ради удовольствия других, решил, что сейчас его очередь получать удовольствие , даже если это и принесет боль другим.

Садистский феномен наслаждаться разочарованием или унижением других может рассматриваться как трансформация того, что приходится жить со своими собственными унижениями и разочарованиями, так же как возбуждение или тревога, сильные вкусовые ощущения и острые переживания представляют трансформацию боли в процесс ожесточения личности против жизни.

Антисоциальные характеристики эннеатипа № 8 могут рассматриваться как гневная реакция на мир. То же самое может быть сказано о доминантности, бесчувственности и цинизме.

 

Бунтарство

Бунтарство в эннеатипе № 7 носит интеллектуальный характер, это че ловек «передовых идей» с революционными взглядами, тогда как эннеатип № 8 – прототип революционера-активиста. Благодаря грубому обесцениванию авторитетов, «быть плохим» автоматически становится образом жизни. В обобщенном виде бунтарство против авторитетов, как правило, можно проследить до бунтарства против отца, который является носителем авторитета в семье. Мстительные характеры часто учатся не ожидать ничего хорошего от своих отцов и тайно относятся к родительской власти как к неправомерной.

 

Антагонизм и доминантность

С характерным антагонизмом эннеатипа № 8 тесно связана доминантность. Можно сказать, что антагонизм служит целям доминантности, а доминантность, в свою очередь, является выраже нием антагонизма. Кроме того, доминантность служит средством защиты личности от положения уязвимого и зависимого. С доминантностью свя заны такие черты, как «высокомерие», «стремление к власти», «жажда триумфа», «унижение других», «соревновательность», «проявление превосходства» и так далее. Кроме того, с этими чертами связаны пренебрежение и презрение по отношению к другим людям. Легко видеть, что доминантность и агрессивность служат вожделению: в мире, ограничивающем свободу личности, только сила и способность в борьбе отстаивать свои желания могут позволить личности найти оправдание импульсивным проявлениям страсти. Доминантность и антагонизм служат целям мстительности, как если бы личность в юные годы решила, что слабость, сговорчивость, очарование себя не оправдывают, и ориентировалась на силу и попытки взять правосудие в свои руки.

 

Бесчувственность

С агрессивной характеристикой связана также характеристика жесткости, проявляющаяся в таких дескрипторах как «склонность к конфронтации», «запугивание», «жестокость», «бессердечность». Ясно, что такие характеристики являются следствием агрессивного стиля жизни, несовместимого со страхом или жалостью. Все эти качества нечувствительности, реальности, прямоты, резкости и грубости вызы вают соответственно презрение ко всем противоположным чертам: слабости, чувствительности и, особенно, страху. Пример жесткости – преувеличенная рискованность характера, посредством которой личность отрицает собственные страхи и оправдывает чувство силы, возникающее в результате его внутренней победы.

Рискованность, в свою очередь, питает вожделение: личности эннеатипа № 8 научились превращать тревогу в источник удовольствия, и вместо того, чтобы страдать, они, благодаря скрытному мазохистскому феномену, научились получать удовольствие от самой напряженности происходящего. Так же, как их небо научилось воспринимать болезненные ощущения острых специй как удовольствие, приятное волнение и процесс приучения себя к этому стали большим, чем удовольствие – чем-то, без чего жизнь кажется бесцветной и скучной.

 

Надувательство и цинизм

Циничное отношение к жизни эксплуататорской личности определяется, по характеристике Фромма, как скептицизм, тенденция воспринимать добродетель всегда как ханжество, недоверие к мотивам других и т.д. В этих чертах, так же как и в жестокости, мы увидим проявление образа жизни и взгляда на жизнь – «клыки и кости в крови» (Э. Фромм «Человек для себя»). Эннеатип № 8 обманывает грубее, чем эннеатип № 7, в нем легко различить обманщика, это типичный «продавец подержанных машин», который торгуется напористо и настойчиво.

 

Эксгибиционизм (нарциссизм)

Люди эннеатипа № 8 приятны, остроумны и часто очаровательны, но не тщеславны в вопросах, касающихся их внешности. Их соблазнительность, хвастовство и самонадеянные притязания сознательно манипулятивны: они направлены на приобретение влияния и возвышение в иерархии силы и доминантности. Кроме того, они определяют компенсацию за эксплуатацию и бесчувственность, способ купить других или добиться собственной приемлемости, несмотря на такие черты характера, как безответственность, принуждение, агрессивность.

 

Автономия

Как заметила Хорни, нельзя ожидать ничего иного, кроме как стрем ления полагаться на себя, от того, кто относится к другим людям, как к потенциальным соперникам или предметам эксплуатации. Вместе с характерным стремлением к автономии в эннеатипе № 8 проявляется идеализация автономии, соответствующее отрицание зависимости.

 

Сенсомоторная доминантность

В эннеатипе № 8 присутствует превалирование действий над интеллектом и чувствами, так как это самый сенсомоторный характер из всех. Для этого эннеатипа характерны ориентация на хваткое и конкретное «здесь и сейчас» (в сфере чувств и, в особенности, в ощу щениях тела), возбужденное нетерпение по отношению к воспоминаниям, абстракциям, предвкушениям и одновременно падение чувствительности к тонкости эстетических и духовных переживаний. Концентрация на настоящем – это не всегда проявление ментального здоровья, как это могло бы быть в случае с другими характерами, но иногда и следствие установки не считать что-либо реальным, что не осязаемо и не может немедленно послужить стимулом для чувств.

 

Экзистенциальная динамика

Чрезмерное развитие способности действовать для того, чтобы бороться в опасном мире, которому нельзя доверять, возможно, и есть тот фундаментальный путь, избрав который, характер эннеатипа № 8 не смог развить все свои человеческие качества. Существует порочный круг, в котором не только тиковая обскурация подпитывает вожделение, но вожделение в своей импульсивной хватке ко всему осязаемому приводит к обеднению более нежных качеств и к исчезновению их, что приводит к утрате целостности и утрате бытия.

Ситуацию можно расширить, прибегнув к парадигме насильника – экстраполяция подхода к жизни вожделеющего хищника. Он оставил надежду стать нужным, не говоря уж о любви. Он принял как должное факт, что получит он только то, что возьмет сам. Как берущий, он не преуспеет, если будет беспокоиться предположениями о чувствах других людей. Как стать победителем, ясно: поставить стремление к победе на первый план; точно так же способ удовлетворить свои нужды – это забыть о других. Садистский эннеатип не знает того, к чему он стремится. Интерес к сексуальным удовольствиям не сопровождается интересом к общению. Это приводит к сексуализации личности как результату подавления, отрицания и трансформации желания любви.

Эннеатип № 8, ищущий бытие в удовольствии и во власти получать удовольствие, благодаря настойчивости и чрезмерным усилиям теряет способность воспринимать, в то время как бытие только и возможно в плане восприятия. Упорно стремясь к удовлетворению там, где можно себе хотя бы представить подобие удовлетворения, почти как Насреддин, ищущий на базаре свой ключ, он упрочивает тиковую недостаточность, которая питает его вожделенное стремление к триумфу и другим заменам бытия.