Эннеатип № 2: «Эгоцентричное великодушие»
Общая характеристика: Гордость и наигранность
Во всех характерах, располагающихся в «истеричном» углу (№ 2, № 3, № 4) действует ошибочное чувство, что бытие в том, что другие видят и ценят.
В христианской идеологии гордость считается не только одним из смертных грехов, но первым и самым серьезным, более фундаментальным, чем другие. Английский поэт Джеффри Чосер (1340–1400) в «Кентерберийских рассказах» среди «порченых побегов, порождаемых гордыней», упоминает непослушание, хвастовство, лицемерие, пренебрежение, высокомерие, наглость, дерзость, восторженность, нетерпеливость, негодование, самоуверенность, непочтительность, упрямство и тщеславие. Картина, которую составляют эти черты, характеризует личность не только осознающую свою собственную ценность, но делающую это с агрессивным самовозвеличиванием, противопоставлением себя другим и неуважением к признанным ценностям и авторитетам.
Фундаментальным для этого эннеатипа является стратегия «давать», с целью обольщения и самовозвеличивания. В современной психологии характерологическая совокупность эннеатипа № 2 известна как «истеричность» или «наигранность» личности. Однако психологам не удалось точно описать характерное фальшивое великодушие, присущее этой личности, так как описание истеричного характера подчеркивало импульсивный эгоцентризм, в то время как с нашей точки зрения, он является второстепенным. Эротизм истеричной личности, считалось, имеет исключительно сексуальные корни, в то время как эротизм будет правильнее отнести к средствам обольщения, порожденным желанием любви.
Мы можем рассматривать гордыню как страсть к самонапыщенности или возвеличиванию своего имиджа. Соответствующую фиксацию, сопровождающую гордыню, Ичазо удачно назвал «лестью» и «эго-лестью». Это слово имеет тот недостаток, что вызывает представление о личности, чье поведение, в основном, лесть, в то время как эта личность подвержена не только лести, но и в равной мере презрению. Такая личность льстит тому, кто, будучи близок, потворствует его гордости и презирает большинство других людей из кичливого превосходства. Гордецы проявляют то, что Идрис Шах назвал «ДВК» – «действия взаимного комфорта».
Если зависть (характерная для эннеатипа № 4) ведет к грусти, гордость (эннеатип № 2), как правило, поддерживается внутренней атмосферой веселья. Эннеатип № 4 – это «трагик», эннеатип № 2 – «комик». Существует тесная связь и с характером № 7 (чревоугодие): и обжоры, и гордецы – мягкие, приятные и теплые люди, и о тех, и о других можно сказать, что они обольстительны, подвержены нарциссизму, импульсивны. Основная разница между ними в том, что, в то время как чревоугодник дружелюбен и дипломатичен, гордец может быть как приятен, так и агрессивен. Его девизом может быть: «Занимайся любовью и войной!».
Структура черт характера
Гордость
Несколько описательных терминов можно сгруппировать по критерию прямого проявления гордыни: воображаемое преувеличение самоценности и привлекательности, игра «роли принцессы», требование привилегий, хвастовство, желание быть центром внимания и так далее.
Потребность в любви
Гордая личность редко может состояться в жизни без большой любви. Преувеличенно романтическая ориентация эннеатипа № 2 может быть результатом ранних любовных разочарований, ассоциирующихся с опытом утраты уверенности в собственной значимости. Это ведет к эротическим мотивациям, так как потребность считать себя кем-то особенным удовлетворяется через любовь и близость другого человека. Сильная потребность в любви гордецов делает их «слишком погруженными» в отношения и собственниками.
Гедонизм
Гедонизм может пониматься как черта, связанная с потребностью в любви, когда желание удовольствия может служить заменителем самого удовольствия. Эти люди нуждаются, как правило, в любви эротической, деликатно проявляемой в нежности, в связи с чем они отождествляют понятие «быть любимым» с понятием «получать удовольствие».
Они склонны чувствовать себя разочарованным, если им не доставляют удовольствия специально (посредством внимания, новизны, стимуляции), из-за нетерпимости к рутине, дисциплине и другим препятствиям на пути к беззаботной, веселой жизни.
Обольщение
Личность, характерной чертой которой является наигранность, склонная стремиться к любви и удовольствиям, страстно заинтересована также в том, чтобы быть привлекательной. Можно сказать, что такие люди «работают» над этим и являются прежде всего обольстительными. Они нуждаются в привязанности вследствие того, что не чувствуют себя в этой области в безопасности.
Артистичность
Доминирующая страсть – «артистичное исполнение собственного идеализированного имиджа». Это не только склонность, это форма позы и возможность поддерживать иллюзию позитивности. Имидж «счастливого» человека. Ложная любовь и ложное самоудовлетворение являются формами выражения. Эннеатип № 2 не только слишком горд, чтобы признать социальные правила, он восстает против авторитета вообще – часто озорно и с юмором.
Впечатлительная эмоциональность
Эннеатип № 2 не только чувствующий тип, но часто и антиинтеллектуальный.
Экзистенциальная динамика
Если понимать гордость как результат ранних разочарований в любви, что в детском сознании соответствует собственной беспомощности (таким образом возникает импульс к обретению значимости и к непременным постоянным особым действиям, направленным на компенсацию этих ранних разочарований), можно ошибочно интерпретировать гордость как развитие потребности в любви. Это может привести к тому, что телега окажется впереди лошади, так как острая потребность в любви у личностей эннеатипа № 2, скорее всего, следствие гордости.
Мы можем рассматривать гордость (как и каждую из страстей) в качестве компенсации осознанной недостаточной значимости как следствия размывания чувства собственного бытия – естественной, первичной и истинной основы для чувства значимости личности.
Можно сказать, что, несмотря на кажущийся душевный подъем, жизнелюбие и яркость, в гордом характере скрывается тайное осознание пустоты – осознание, трансформированное в боль с истеричными симптомами, в эротизм и склонность к любовным отношениям.
Как отмечала Хорни, вступить на путь стремления к славе означает почти то же, что продать душу дьяволу – в той мере, в какой энергия личности направлена на достижение имиджа, а не на обретение самого себя. Чувство бытия основывается на интегрированной целостности собственного опыта и несовместимо с неспособностью жить своей истинной жизнью, занятостью демонстрацией идеального имиджа для избранной аудитории сочувствующих.
То же самое можно сказать и об удовольствии. В поисках удовольствий и развлечений человек утрачивает себя и приобретает желание жить в постоянном экстазе, являясь центром внимания.
Ложное благополучие, таким образом, приговорено к тому, чтобы быть эмоциональной ложью, в которую личность до конца не верит, иначе ему или ей не нужно было бы продолжать неистово стремиться заполнить глубоко ощущаемую дыру небытия.
Типовая недостаточность порождается каждой чертой характера: веселостью (подавлением грусти), предполагающей «утрату реальности»; гедонизмом, который в своей погоне за немедленным удовлетворением желаний достигает всего лишь заменителя удовлетворения, а не того, чего требует развитие; принципиальной недисциплинированностью, сопровождающей гедонизм с его свободными и несдержанными качествами «истерии».
В осознании этого порочного круга есть надежда на исцеление, так как цель терапии может включать задачу переориентации личности на самоосознание и выработку того глубокого удовлетворения, которое приходит от подлинного существования.