Эннеатип №1. Гнев или «Воинствующая добродетель»
Общая характеристика: Гнев и взыскательность
У эннеатипа №1 гнев
проявляется в виде негодования, но не в такой явной форме, как гнев, вызываемый вожделением, завистью или трусостью. Ичазо называл этот эннеатип «эго-негодованием», что кажется психологически более точным портретом эмоциональной направленности: скорее, протест и предъявление претензий, чем просто раздражительность. Я называл эту фиксацию характера «намеренная хорошесть»; позже я стал называть его «самолюбованием».
Святой Иоанн Креста (Сан-Хуан де ла Крус) в книге «Темная ночь души» говорит: «Есть и такие набожные люди, которые, раздражаясь из-за чужих грехов, наблюдают за людьми, их совершающими, с чувством тревожного рвения. Временами у них появляется непреодолимое желание выбранить грешников и, поддавшись этому соблазну, они заходят настолько далеко, что ставят себя в пример образцовой добродетели».
Гнев и взыскательность – всеобщий динамический фактор в этом характере и его основная стратегия. Критичность, требовательность и доминирование есть проявления гнева, которые трудно разделить. Самоконтроль, самокритичность и дисциплинированность – три стороны одного целого – взыскательности.
Структура черт характера
Гнев
Люди этого типа часто не осознают свой гнев, потому что гнев – их главное табу.
Негодование – это то, что человек чаще всего ощущает, переживая чувство несправедливости, когда на его долю досталось больше ответственности и усилий, чем на долю других людей. Оно неотделимо от критики окружающих, и иногда сопровождается принятием роли мученика или принимает форму яростного «справедливого негодования».
Гнев может вылиться в раздражение, упреки и ненависть, которые открыто не выражаются, т.к. их явная деструктивность вступает в конфликт с добродетельной самооценкой.
Критичность
Критичность проявляется не только в поиске недостатков, но иногда выражается в создании атмосферы, заставляющей других ощущать себя в неловком положении или виноватыми. Критичность может быть описана как интеллектуальный гнев с неосознанными мотивами. Характерной ее чертой является желание сделать других или себя лучше. Через критичность гнев не только находит свое выражение, но и оправдывается, рационализируется и отрицается.
Моральные упреки – форма самолюбовательного неодобрения и форма манипулирования в угоду неудовлетворенным требованиям. Здесь «я хочу» трансформировано в «ты должен». Излишняя критичность, доходящая до критиканства, связана с этноцентризмом и другими видами предрассудков, в результате чего имеет место желание инквизиторски «реформировать» тех, кто принадлежит к другой расе, нации, классу, церкви и т.д.
Требовательность
Требовательность – мстительная сверхнастойчивость в исполнении своих желаний как реакция на ранние разочарования. Личности этого эннеатипа являются самыми дисциплинированными. Склонны поучать и проповедовать. Эти всегда присущие им свойства могут найти применение в таких видах деятельности, как работа школьным учителем или проповедником. Этим людям присуща склонность к руководству.
Доминирование
Мне кажется правильным считать доминантность относительно независимой чертой характера, включающей такие свойства, как автократичность, уверенность в себе и настойчивость, выражаемую с чувством собственного достоинства, осознание своей аристократичности и превосходства, надменность, пренебрежительность и, возможно, снисходительные и покровительственные манеры.
Взыскательность
Взыскательный человек скорее признает абстрактный авторитет норм или должности, чем конкретный авторитет личности. Оба вида добрых намерений (одобрение норм и стремление стать лучше, «стремление к совершенству») подпитывают чувство личной «хорошести» и доброты, и не позволяют индивидууму воспринимать себя сердитым, злобным и эгоистичным. Группу черт характера, проистекающих из склонности к порядку и ясности, можно отнести к пуританству, так как это средство завоевать привязанность через достоинства. Они – результат эмоциональных разочарований, пережитых в детстве.
Как отмечает Хорни, взыскательной личности свойствен определенный уровень честности, но всепоглощающая концентрация на правильном и неправильном, хорошем и плохом приводит к неосознанной нечестности в намерениях.
Я объединил под одним названием «взыскательность» черты характера, проистекающие из «любви к порядку», «законопослушание», «ориентацию на правила», «стремление к хорошим поступкам», «воспитание чувства долга». Все это заставляют людей принимать на себя отцовскую или материнскую роль по отношению к другим.
Самоконтроль
Чрезмерный контроль над собственным поведением идет рука об руку с косностью, чувством неловкости, недостатком непосредственности, неспособностью действовать в незапланированных ситуациях, требующих импровизации.
Процесс мышления становится чрезвычайно привязан к правилам, к логике и методике, что сопровождается утратой творчества и становится препятствием для интуиции. Контроль над чувствами ведет к блокированию эмоций и отчуждению от эмоциональных переживаний.
Самокритичность
Неспособность принять себя и процесс самоунижения являются не только источником хронических эмоциональных разочарований (и неосознанного гнева), но и постоянно присутствующим основанием для взыскательной необходимости стараться больше для обретения своей значимости.
Дисциплинированность
Требовательность к себе включает готовность прилагать необходимые усилия за счет удовольствий, что делает людей эннеатипа № 1 работоспособными, дисциплинированными и чересчур серьезными. В отказе от удовольствий и естественных интересов можно различить элемент мазохизма, так как кроме простого подчинения желаний и удовольствий чувству долга личность развивает в себе в большей или меньшей степени пуританское отношение противопоставления себя удовольствиям и игре инстинктов.
Экзистенциальная динамика
В жизненной ориентации эннеатипа № 1 утрата чувства бытия (что наблюдается в трех типах характеров в верхней части эннеаграммы) проявляется как «неосознаная неудовлетворенность», что дает им характерное чувство, противоположное чувству ущербности или «нищеты духа» типов из нижней части эннеаграммы. В то время как
омрачения бытия
в случае с эннеатипами № 8 и № 9 приводит к психологической грубости, в эннеатипе № 1 оно скрыто излишней утонченностью. Осознаваемая недостаточность бытия становится стимулом для компенсации через действия, поддерживающие ложное ощущение
богатства чувств. Основной способ создания изобилия чувств для данного
эннеатипа – изображение совершенства. Поиск бытия может обернуться поиском заменяющей бытие жизни. Гневным особенно необходимо понять положение Лао-цзы: «Добродетель не ищет способа стать добродетелью, именно поэтому это и есть добродетель». Другими словами, «добродетель есть добродетель потому, что она добродетельна». В жизни данного типа много «коррекции», желания привести поведение в соответствие с миром принципов, а жизнь свести к каким-либо подразумеваемым или определенным ходам. Бессознательное ощущение ущербности бытия компенсируется желанием быть «человеком с характером»: это личность, одаренная определенной сверхстабильностью, силой противостоять искушениям и придерживаться того, что правильно. Утрата бытия и жизненных ценностей поддерживает активность, направленную на то, чтобы произвести впечатление собственной значимости, что достигается посредством возвеличивания добродетели и достоинства.
В сборнике анекдотов о Насреддине эннеатип № 1 можно узнать в учителе грамматики, которого Насреддин перевозит на корабле и раздражает своими грамматическими ошибками:
– Разве ты никогда не изучал грамматику, Насреддин?
– Нет.
– Значит, ты потерял полжизни.
Спустя несколько дней во время шторма на море Насреддин обращается к своему пассажиру:
– А учился ли ты плавать?
– Нет.
– Значит, ты потерял целую жизнь, потому что мы тонем.
Эта шутка едко напоминает о противоречиях между «ментальностью учителя грамматики» и жизнью. Из-за того, что форме и деталям придается повышенное значение, возникает косность и утрата значимости, даже если личность искренне стремится к добродетели. Помимо сознательно культивируемой доброты в характере всегда присутствует холодность, которая влечет за собой отсутствие любви и иллюзорность или утрату бытия.