Эннеатип № 7 : Чревоугодие или «Оппортунистический идеализм»
Общая характеристика: Ненасытность, обман и нарциссизм
В христианском мире «чревоугодие» включено в число семи «смертных грехов», но в силу того, что его понимают как ненасытность в еде, оно представляется менее «греховным», чем другие. Однако грех этот не был бы включен в список основных грехов, если бы не значил больше этого (как и в случае с алчностью и вожделением). Если понимать ненасытность шире – как страсть к удовольствию – можно сказать, что это определенно смертный грех. Слабость к удовольствиям определяет обобщенную восприимчивость к искушениям, и в этом свете понятно утверждение Чосера в его «Рассказах священника»: «Тот, кто подвержен греху чревоугодия, не может противостоять никакому другому греху».
Ичазо пользовался словом «шарлатан» для характеристики личностей эннеатипа № 7 (и «шарлатанство» для фиксации). Позднее Ичазо использовал слово «эго-прожект» для этой личности, отражая тот факт, что данный тип еще и мечтатель. Я думаю, что «шарлатанство» более подходящий термин, так как прожектерство – это основная черта эннеатипов № 1 и № 3, кроме того, «шарлатанство» несет в себе дполнительные значения, такие как способность к красноречию, умение убеждать и манипулировать с помощью слов, умение хитро выходить за границы своего знания. Эннеатип № 7 – «интриган» с характером стратега, который Лафонтен символизировал в лисе. Ичазо характеризовал «ненасытность» как «желание большего». Мое впечатление таково, что хотя ненасытные иногда и считают, что большее количество одного и того же доставит им большее удовольствие, верно также и то, что для них характерно не стремление к количеству, но (романтичное) стремление к чему-то иному, к эксцентричному, поиск разнообразия, приключений и сюрпризов. На языке DSM-III синдром эннеатипа № 7 получил название «нарциссизм».
Структура черт характера
Ненасытность и обжорство
Жадность ненасытных маскируется воображаемым удовлетворением. Говоря точнее, за энтузиазмом кроется разочарование: энтузиазм компенсирует неудовлетворенность и не дает личности осознать переживание разочарования. Касается ли это еды или чего-либо другого, ненасытность обычно направлена не на что-то обыкновенное, а на то, что отличается экстраординарностью: отсюда интерес к магии и эзотерике, ко всему, что находится за пределами собственной культуры. Можно говорить об антитрадиционных тенденциях эннеатипа № 7. В этом случае идеал может существовать, скорее, в утопической, футуристической или прогрессивной перспективе, чем в существующих культурных моделях.
Гедонистическая вседозволенность
Существует пара черт характера, неотделимых от ненасытного пристрастия к удовольствиям: избегание страданий и гедонистическая ориентация. Внутренне связана с этими чертами вседозволенность и самооправдание. «Испорченность» тесно связана с самооправданием. Этот термин используют обычно в связи с позицией, согласно которой личность дает себе право получать удовольствие. В этот раздел попадает и «плейбоевская» ориентация жизни, и, косвенным образом, чрезмерное чувство того, что все в порядке, которое личность развивает в себе как защиту гедонизма от боли и разочарования: «оптимистическая позиция», которая не только дает ощущение, что с ним и со всеми остальными все в порядке, но представляет мир прекрасным местом для жизни. В некоторых случаях можно говорить о «космической удовлетворенности» – взгляд на жизнь, согласно которому нет добра и зла, нет вины, нет долга, нет обязанностей и нет необходимости прилагать какие-либо усилия, так как вполне достаточно наслаждаться жизнью.
Бунтарство
Оно проявляется в острой способности различать традиционные предрассудки и находить в них, как правило, смешные следствия. Кроме того, бунтарство в основном облекается в антитрадиционную ориентацию, в то время как интеллектуальная непокорность идет рука об руку с определенной мерой поведенческого соглашательства. Эти характеристики делают людей эннеатипа № 7, скорее, идеологами революций, чем их активистами. Обычно эннеатип № 7 не ориентирован на авторитеты. Можно сказать, что ненасытный рано усвоил в жизни, что хороших авторитетов нет, и все же он принимает авторитеты, скорее в дипломатическом, чем в оппозиционном плане. Аспект скрытого бунтарства отражает тот факт, что личности эннеатипа № 7 живут в основном в неиерархическом психологическом окружении.
Отсутствие дисциплинированности
Еще одна черта проявляется в отсутствие дисциплинированности, нестабильности, отсутствии обязательств и дилетантских чертах эннеатипа № 7. Слово «плейбой» отражает не только гедонизм, но и безответственное отношение искателя удовольствий. Отсутствие дисциплинированности в этом характере является следствием его заинтересованности не откладывать удовольствия.
Воображаемое удовлетворение желаний
Склонность к прожектерству и утопиям является частью характера ненасытного; подобно младенцу у груди, он цепляется за совершенно прекрасный мир, где нет разочарований. С вышесказанным, а также со стремлением убежать от грубой реальности связано тяготение к будущему и к потенциально возможному: ненасытные обычно имеют футуристическую ориентацию, так как посредством идентификации с планами и идеалами личность в своем воображении уходит от приземленной обыденности.
Соблазнительная приятность
Эннеатип № 7 ненасытен по отношению ко всему, что приятно, и добивается ощущения любви через переживание удовольствий. Но он также склонен удовлетворять ненасытность тех, кого он хочет соблазнить. Подобно эннеатипу № 2, эннеатип № 7 превосходный соблазнитель и склонен доставлять удовольствия как готовностью помочь, так и беспроблемной жизнерадостной удовлетворенностью. Дружелюбный аспект этого характера подразумевается такими дескрипторами, как «теплота», «готовность помочь», «дружелюбие», «готовность сделать одолжение», «готовность беззаветно служить», «щедрость». Ненасытные – очень хорошие хозяева. Щедрость является частью соблазнительности и способом приобретения любви.
Соблазненческие мотивации могут иногда заставить эннеатип № 7 стать еще более жизнерадостным, остроумным и занимательным. Добродушие эннеатипа № 7 дает возможность другим людям почувствовать себя в их присутствии легко. Склонность к ощущению счастья в эннеатипе № 7 (как и в случае с эннеатипом № 3) проявляется за счет вытеснения и избегания всего, что причиняет боль, и приводит в итоге к обеднению опыта. Это особенно относится к «холодному» эннеатипу № 7, в котором подавление этих чувств приводит к хроническому подпитыванию склонности искать убежища в удовольствии.
Нарциссизм
Включает в себя такие дескрипторы , как «эксгибиционизм», «знает лучше других», «хорошо информирован», «интеллектуально превосходит». Иногда это проявляется в необходимости объяснять, подобно тому, как в фильмах Феллини рассказчик постоянно выражает словами все, что происходит на экране . Можно говорить о «соблазнении через превосходство», которое обычно проявляется через интеллектуальное превосходство, хотя (как в «Тартюфе» Мольера) может привести к имиджу хорошего, святого человека. Превосходство эннеатипа № 7 характеризует только половину переживаний; другая – это одновременное понимание собственной неполноценности и, соответственно, отсутствие чувства безопасности. Такое расслоение позволяет одновременно существовать двум суб-я.
Благодаря обаянию, ненасытные могут также эффективно удовлетворить свою ненасытность, как рыбак с помощью наживки, а это значит, что приятность и шарм не просто соблазнительны, но и манипулятивны.
Убедительность
Об эннеатипе № 7 можно думать как о личности, в которой поиск любви превратился в поиск удовольствий и которая намерена удовлетворять свои желания, прибегнув к умению все объяснить и рационализировать. Шарлатан – это, конечно, тот, кто способен убедить других в полезности того, что он продает. Убедительность основывается на вере в собственную мудрость, превосходство, респектабельность и добрые намерения. Можно только искусственно разделить черты характера в этом клубке: способность вызывать восхищение, так же, как и способность доставлять удовольствия, стоят на службе у убедительности. Шарлатаны любят влиять на других через советы. В готовности помочь советом можно видеть не только удовлетворение нарциссизма, но и интерес к манипулированию посредством слов: «запутывая людей» и заставляя их осуществлять планы убеждающего.
Мошенничество
Мы говорим о бунтарстве в том смысле, в котором оно описано Фритцем Перлзом: «В очень хорошем мальчике может крыться злобное отродье». Мы столкнулись в эннеатипе № 7 с противоречием между воображаемым и реальным, между проектами и осуществлением, возможностью и реализацией. Кроме того, мы обнаружили привлекательность, которая на самом деле является маской, скрывающей внутреннюю тревогу; дружелюбность, скрывающую агрессивность; великодушие, прикрывающее тенденцию использовать другого для своих нужд. Слово «шарлатан» в его значении ложного знания и путаницы между словесной картой и территорией, таким образом, больше подходит для описания этого характера, чем просто убедительность. Рассматривая шире, можно говорить об «обмане», что может лучше подойти для определения фиксаций этого эннеатипа, чем символичное или метафоричное «шарлатанство».
Экзистенциальная динамика
Как и у других типов характера, преобладающая страсть здесь поддерживается изо дня в день не только воспоминаниями о прежнем наслаждении или имевшей место неудаче, но и благодаря помехам, которые создает данный тип характера в нормальном функционировании организма и в реализации способностей индивида. Ненасытность можно понимать как попытку заполнить пустоту. Ненасытность, как и орально-агрессивная зависть, ищет вовне то, чего, как смутно понимается, не хватает внутри: только в отличие от зависти ненасытность лживо прикрывает недостаточность фальшивым изобилием, что сравнимо с грустью.
Однако омрачение бытия – это не только источник гедонизма (и избегания боли), но также и его следствие: путая любовь с удовольствиями, невозможно достичь более глубокой значимости. Чувство внутренней ущербности является следствием гедонистской потребности переживать только то, что доставляет удовольствие. Оно порождается также скрытым страхом, который проявляется в этом эннеатипе в форме мягкого примиренчества — страхом, не совместимым с истинной жизнью. Его подкрепляет манипуляторство, которое предполагает утрату способности к истинным взаимоотношениям (как бы это ни маскировалось дружелюбием), отчуждение себя от чувства общности посредством ложного чувства общности, что является частью соблазнительного очарования.
Ориентация ненасытности на духовное, эзотерическое и паранормальное с одновременным поиском ответа на омрачение бытия ведет лишь к его углублению, так как поиск бытия в будущем, воображаемом, нездешнем, отдаленном, приводит личность лишь к укреплению в своих разочарованиях.