НАШИ ПАРТНЕРЫ:

logo2 test

Эннеатип № 7 : Чревоугодие или «Оппортунистический идеализм»

 

Общая характеристика: Ненасытность, обман и нарциссизм

В христианском мире «чревоугодие» включено в число семи «смертных грехов», но в силу того, что его понимают как ненасытность в еде, оно представляется менее «греховным», чем другие. Однако грех этот не был бы включен в список основных грехов, если бы не значил больше этого (как и в случае с алчностью и вожделением). Если понимать ненасытность шире – как страсть к удовольствию, – можно сказать, что это определенно смертный грех. Слабость к удовольствиям определяет обобщенную восприимчивость к искушениям, и в этом свете понятно утверждение Чосера в его «Рассказах священника»: «Тот, кто подвержен греху чревоугодия, не может противостоять никакому другому греху».

Ичазо пользовался словом «шарлатан» для характеристики личностей эннеатипа № 7 (и «шарлатанство» для фиксации). Позднее Ичазо использовал слово «эго-прожект» для этой личности, отражая тот факт, что данный тип еще и мечтатель. Я думаю, что «шарлатанство» более подходящий термин, так как прожектерство – это основная черта эннеатипов № 1 и № 3 . Эннеатип № 7 – «интриган» с характером стратега, который Лафонтен символизировал в лисе. Ичазо характеризовал «ненасытность» как «желание большего». Мое впечатление таково, что хотя ненасытные иногда и считают, что большее коли чество одного и того же доставит большее удовольствие, верно также и то, что для них характерно не стремление к количеству, но (романтичное) стремление к чему-то иному, к эксцентричному, поиск разнообразия, приключений и сюрпризов. На языке ДСП-III синдром эннеатипа № 7 получил название «нарциссизм».

 

Структура черт характера

 

Ненасытность

Жадность ненасытных маскируется воображаемым удовлетворением. Говоря точнее, за энтузиазмом кроется разочарование: энтузиазм компенсирует неудовлетворенность и не дает личности осознать переживание разочарования. Касается ли это еды или чего-либо другого, ненасытность обычно направлена не на обыкновенное, а на то, что отличается экстраординарностью: отсюда интерес к магии и эзотерике, ко всему, что находится за пределами собственной культуры. Можно говорить об антитрадиционных тенденциях эннеатипа № 7 . В этом случае идеал может существовать, скорее, в утопической, футуристической или прогрессивной перспективе, чем в существующих культурных моделях.

 

Гедонистическая вседозволенность

Существует пара черт характера, неотделимых от ненасытного пристрастия к удовольствиям: избегание страданий и гедонистическая ориентация. Внутренне связана с этими чертами вседозволенность и самооправдание. «Испорченность» тесно связана с самооправданием. Этот термин используют обычно в связи с позицией, согласно которой личность дает себе право получать удовольствие. В этот раздел попадает и «плейбоевская» ориентация жизни, и косвенным образом чрезмерное чувство того, что все в порядке, которое личность развивает в себе как защиту гедонизма от боли и разочарования: «оптимистическая позиция», которая не только дает ощущение, что с ним и со всеми остальными все в порядке, но представляет мир прекрасным местом для жизни. В некоторых случаях можно говорить о «космической удовлетворенности» – взгляд на жизнь, согласно которому нет добра и зла, нет вины, нет долга, нет обязанностей и нет необходимости прилагать какие-либо усилия, так как вполне достаточно наслаждаться жизнью.

 

Бунтарство

Оно проявляется в острой способности различать традиционные предрассудки и находить в них, как правило, смешные следствия. Кроме того, бунтарство в основном облекается в антитрадиционную ориентацию, в то время как интеллектуальная непокорность идет рука об руку с хорошей мерой поведенческого соглашательства. Эти характеристики делают людей эннеатипа № 7 , скорее, идеологами революций, чем их активистами. Обычно эннеатип № 7 не ориентирован на авторитеты. Можно сказать, что ненасытный рано усвоил в жизни, что хороших авторитетов нет, и все же он принимает авторитеты, скорее в дипломатическом, чем в оппозиционном плане. Аспект скрытого бунтарства отражает тот факт, что личности эннеатипа № 7 живут в основном в неиерархическом психологическом окружении.

 

Отсутствие дисциплинированности

Еще одна черта проявляется в отсутствие дисциплинированности, нестабильности, отсутствии обязательств и дилетантских чертах эннеатипа № 7. Слово «плейбой» отражает не только гедонизм, но и безответственное отношение искателя удовольствий. Отсутствие дисциплинированности в этом характере является следствием его заинтересованности не откладывать удовольствия.

 

Воображаемое удовлетворение желаний

Склонность к прожектерству и утопиям является частью характера ненасытного; подобно младенцу у груди, он цепляется за совершенно прекрасный мир, где нет разочарований. С вышесказанным, а также со стремлением убежать от грубой реальности связано тяготение к будущему и к потенциально возможному: ненасытные обычно имеют футуристическую ориентацию, так как посредством идентификации с планами и идеалами личность в своем воображении уходит от приземленной обыденности.

 

Соблазнительная приятность

Эннеатип № 7 ненасытен по отношению ко всему, что приятно, и добивается ощущения любви через переживание удовольствий. Но он также склонен удовлетворять ненасытность тех, кого он хочет соблазнить. Подобно эннеатипу № 2, эннеатип № 7 превосходный соблазнитель и склонен доставлять удоволь ствия как готовностью помочь, так и беспроблемной жизнерадостной удовлетворенностью. Дружелюбный аспект этого характера подразумевается такими де скрипторами, как «теплота», «готовность помочь», «дружелюбие», «готовность сделать одолжение», «готовность беззаветно служить», «щедрость». Ненасытные – очень хорошие хозяева. Щедрость является частью соблазнительности и способом приобретения любви.

Соблазненческие мотивации могут иногда заставить эннеатип № 7 стать еще более жизнерадостным, остроумным и занимательным. Добродушие эннеатипа № 7 дает возможность другим людям почувствовать себя в их присутствии легко. Склонность к ощущению счастья в эннеатипе № 7 (как и в случае с эннеатипом № 3) проявляется за счет подавления и углубления боли и приводит к обеднению переживаний. Это особенно относится к «холодному» эннеатипу № 7, в котором подавление этих чувств приводит к хроническому подпитыванию склонности искать убежища в удовольствии.

 

Нарциссизм

Включает в себя такие дескрипторы , как «эксгибиционизм», «знает лучше», «хорошо информирован», «интеллектуально превосходит». Иногда это про является в необходимости объяснять, как Феллини стремится показать в своих фильмах, где рассказчик постоянно выражает словами все, что происходит на экране . Можно говорить о «соблазнении через превосходство», которое обычно проявляется через интеллектуальное превосходство, хотя (как в «Тартюфе» Мольера) может привести к имиджу хорошего, святого человека. Превосходство эннеатипа № 7 характеризует только половину переживаний; другая – это одновременное понимание собственной неполноценности и соот ветственно отсутствие чувства безопасности. Такое расслоение позволяет одновременно существовать двум суб-я.

Благодаря обаянию, ненасытные могут также эффективно удовлетворить свою ненасытность, как рыбак с помощью наживки, а это значит, что приятность и шарм не просто соблазнительны, но и манипулятивны.

 

Убедительность

Об эннеатипе № 7 можно думать как о личности, в которой поиск любви превратился в поиск удовольствий и которая намерена удовлетворить свои желания, прибегнув к умению все объяснить и рационализировать. Шарлатан – это, конечно, тот, кто способен убедить других в полезности того, что он продает. Убедительность основывается на вере в собственную мудрость, превосходство, респектабельность и добрые намерения. Можно только искусственно разделить черты характера в этом клубке: способность вызывать восхищение так же, как и способность доставлять удовольствия, стоят на службе у убедительности. Шарла таны любят влиять на других через советы. В готовности помочь советом можно видеть не только удовлетворение нарциссизма, но и интерес к манипулированию посредством слов: «запутывая людей» и заставляя их осуществлять планы убеждающего.

 

Мошенничество

Мы говорим о бунтарстве в том смысле, в котором оно описано Фритцем Перлзом: «В очень хорошем мальчике может крыться злобное отродье». Мы столкнулись в эннеатипе № 7 с противоречием между воображаемым и реальным, между проектами и осуществлением, возможностью и реализацией. Кроме того, мы обнаружили способность доставлять удовольствия, скрытые страстные желания, равное отношение, скрывающее агрессию, щедрость, скрывающую эксплуататорство. Слово «шарлатан» в его значении ложного знания и путаницы между словесной картой и территорией, таким образом, больше подходит для описания этого характера, чем просто убедительность. Рассматривая шире, можно говорить об «обмане», что может лучше подойти для определения фиксаций этого эннеатипа, чем символичное или метафорич ное «шарлатанство».

 

Экзистенциальная динамика

Осталось рассмотреть, как основная страсть укрепляется день за днем не только, какое влияние оказывает характер на здоровое функционирование и самореализацию. Ненасытность можно понимать как попытку заполнить пустоту. Ненасытность, как и орально-агрессивная зависть, ищет вовне то, чего, как смутно понимается, не хватает внутри: только в отличие от зависти ненасытность лживо прикрывает недостаточность фальшивым изобилием, что сравнимо с грустью.

Однако тиковая недостаточность – это не только источник гедонизма (и избегание боли), но также и его следствие: путая любовь с удовольствиями, невозможно достичь более глубокой значимости. Чувство внутренней ущербности является следствием гедонистской потребности переживать только то, что доставляет удовольствие. Оно порождается также скрытым страхом, который проявляется в этом эннеатипе в форме мягкого примиренчества — страхом, не совместимым с истинной жизнью. Его подкрепляет манипуляторство, которое предполагает утрату способности к истинным взаимоотношениям (как бы это ни маскировалось дружелюбием), отчуждение себя от чувства общности посредством ложного чувства общности, что является частью соблазн ительного очарования.

Ориентация ненасытности на духовное, эзотерическое и паранормальное с од новременным поиском ответа на тиковую недостаточность ведет лишь к ее углублению, так как поиск бытия в будущем, воображаемом, нездешнем, отдаленном, приводит личность лишь к укреплению в своих разочарованиях.