Хотите узнать больше?

Подпишитесь на нас:

НАШИ ПАРТНЕРЫ:

Эннеатип № 4 : Зависть или «Поиск счастья через боль»


Общая характеристика: Завистливая и мазохистская личность

Эмоциональное состояние зависти приводит к болезненному ощущению отсутствия чего-либо и к страстному желанию иметь то, чего у тебя нет. Это относится и к ощущению добра как чего-то вне личности и что необходимо приобрести.

Будучи реакцией на ранние разочарования и лишения, зависть формирует саморазочарование. Страстное желание любви никогда не удовлетворяет хроническое чувство того, что ты плох, ущербен. Напротив, оно стимулирует дальнейшее разочарование и боль.

Связь зависти с тщеславием важна, так как эннеатип № 4 входит в состав триады в правом углу эннеаграммы, которая, как одно целое, тяготеет к чрезмерной заботе о собственном имидже. Но если личность эннеатипа № 3 идентифицируется со своим имиджем и идеализированным «я», то личность эннеатипа № 4 идентифицирует себя с тем, что не соответствует идеализированному образу, и всегда стремится к достижению недостижимого. Это личность, которой не удалось достичь своей цели, так как в ней присутствует ощущение ущербности и бесполезности. Эннеатипы № 4 и № 5 (зависть и алчность) имеют общее ощущение бесполезности, вины и недостатка, и оба могут быть охарактеризованы как подавленные. Однако они сильно отличаются друг от друга. Вина в зависти – это осознанная пытка, вина в алчности частично завуалирована кажущимся моральным безразличием. Депрессия в зависти проявляется как явное горе, алчные же люди часто не могут плакать или выразить свою боль, и их депрессия проявляется, скорее, как апатия и чувство опустошенности. Эннеатип № 5 – это «сухая» депрессия, в противоположность «мокрой» депрессии эннеатипа № 4: в то время как алчность скрытна, зависть проявляет свои эмоции открыто и ярко; сухая алчность апатична, зависть страстна; алчность – это пустыня, зависть – трясина. Зависть – это самая страстная из страстей. Эннеатип № 5 определяет внутреннюю атмосферу спокойствия, в то время как эннеатип № 4 определяет внутреннюю атмосферу смятения и беспорядка.


Структура черт характера


Зависть

Если понимать суть зависти как чрезвычайно сильное желание обладать «хорошей матерью», это понятие совпадает с понятием «импульс каннибализма» в психоанализе, что может проявляться не только как любовный голод, но и как ненасытность и жадность в более обобщенном смысле.

Мелани Кляйн приписывает младенцам наличие завистливых фантазий.

Часто зависть имеет место не в отношении к матери, а в отношении брата или сестры, которым отдается предпочтение. Индивид стремится быть им или ею, а не самим собой в поисках родительской любви. Часто имеет место элемент сексуальной зависти, который Фрейд наблюдал в женщинах и называл «завистью к пенису». А так как эта женская зависть часто переживается некоторыми мужчинами в явных эротических формах, мы можем говорить и о «зависти к вагине» –
хотя я придерживаюсь мнения, что сексуальные фантазии проистекают из более базового феномена: зависти одного пола, провоцируемой ощущением превосходства противоположного пола. Учитывая предубеждения нашей цивилизации, не удивительно, что зависть к мужскому полу проявляется чаще (женщины эннеатипа № 4 принимают самое энергичное участие в движении эмансипации женщин). В то же время обе формы сексуальной зависти имеют место в случаях идентификации себя с противоположным полом, усиливая гомосексуальность и лесбиянство (что в эннеатипе № 4 встречается чаще, чем в любом другом характере).

Примитивное патологическое проявление этой тенденции – это симптом булимии. Многие люди испытывают слабый отголосок этого состояния: чувство болезненной пустоты внизу живота.

В отношении зависти сама страсть очевидна, и, таким образом, человек страдает от противоречия между крайней необходимостью и наложенным табу. Конфликт между склонностью к сильной зависти и соответствующим чувством стыда и омерзения оттого, что ты завидуешь.


Заниженная самооценка

Дескрипторы: «плохой собственный имидж», «чувствовать себя неадекватным», «склонность к стыдливости», «чувствовать себя смешным, (глупым, уродливым, отталкивающим, испорченным, губительным)» и т.д. Хотя я предпочел говорить о «низкой самооценке» отдельно от других черт (выделяя тем самым независимый концептуальный кластер дескрипторов), невозможно отделить феномен зависти от феномена низкой самооценки, который сторонники теории объектных отношений интерпретировали как следствие внедрения «плохого объекта». Это тот вид самоочернения, который создает «дыру», из которой проистекает ненасытность зависти в ее проявлениях прилипчивости, требовательности, склонности вестись на поводу, зависимости, излишней привязчивости.


Заостренность внимания на страдании

«Мазохизм». В это понятие нам нужно включить помимо страданий, которые возникают из-за низкой самооценки и разочарований из-за преувеличенных потребностей, еще и использование боли как мстительной и неосознанной надежды обрести любовь через страдание. Индивидуумы эннеатипа № 4 в результате этих динамических факторов и основной эмоциональной диспозиции не только чувствительны, впечатлительны, страстны и романтичны, но также склонны страдать от одиночества и могут ощущать свою жизнь или жизнь вообще как нечто трагичное.

Склонные к ностальгии, в интимном плане одинокие, внешне часто апатичные, они обычно пессимистичны, ожесточены и иногда циничны. Связанные особенности: сетования, жалобы, уныние, жалость к себе.

Ощущение утраты – отголосок действительно пережитых утрат и потерь, иногда оно присутствует как страх перед будущими несчастьями и особенно проявляется в склонности страдать от разобщенности и разочарований в жизни. Предрасположенность скорбеть не только по людям, но и в отношении животных.

Именно в этом кластере мы ближе всего к сути характера этого эннеатипа – в том, что он подразумевает заострение внимания и выражение страдания с целью обрести любовь.

Так же, как функция слез в поведении детей – привлечь заботливое внимание матери, я думаю, плач взрослого – это тоже требование внимания к себе. Дети эннеатипа № 3 учатся блистать, чтобы привлечь внимание; дети эннеатипа № 5 и эннеатипа № 8, не надеясь получить свое,
предпочитают уйти в себя или получить свое силой. Личность же эннеатипа № 4 учится привлекать внимание «негативом»: через стремление попадать в болезненные ситуации, избрав болезненный курс жизни. Плач для личности эннеатипа № 4 может быть не только болью, но и удовлетворением. В страданиях может быть грустное очарование. Оно дает ощущение реальности, хотя на самом деле это и не так. Ведь главный самообман эннеатипа № 4 – это преувеличение значения позиции жертвенности, что рука об руку идет с их «притязательностью».


Стремление к любви

Личности эннеатипа № 4 более, чем все другие, могут быть названы «пристрастившимися к любви». «Зависимость» как следствие стремления к любви может проявляться не только в стремлении поддерживать отношения, не приносящие удовлетворения, но и как привязчивость, навязывание контакта. Она происходит не столько из потребности в контакте, сколько из-за желания защитить себя от расставания или оттянуть его.


Благовоспитанность

Люди эннеатипа № 4 обычно считаются думающими, понимающими, деликатными, мягкими, нежными, сердечными, способными к самопожертвованию, скромными, иногда подобострастными.

Воспитанные в них качества проявляются не только в создании образа «дать, чтобы получить», но и в преувеличенной идентификации собственных потребностей с потребностями других, что иногда делает из них заботливых родителей, сочувствующих работников сферы социальной помощи, внимательных психотерапевтов и борцов на стороне несправедливо обиженных.

Забота о других может быть мазохистски доведена до самопорабощения и, таким образом, ведет к саморазочарованию и боли.


Эмоциональность

Мы здесь наблюдаем «эмоциональный эннеатип», также как и в случае эннеатипа № 2. Качество повышенной эмоциональности относится не только к романтическим чувствам, драматизации страданий, зависимости от любви и благовоспитанности, но также и к выражению гнева. Завистливые люди остро чувствуют ненависть, и их вопли производят чрезвычайно большое впечатление.


Соревновательная заносчивость

В этом типе людей иногда присутствует чувство превосходства в качестве компенсации низкой самооценки. Хотя личность может быть охвачена чувством самоунижения и ненависти к себе, отношение к внешнему миру в этом случае может быть отношением «примадонны» или, по меньшей мере, очень выдающейся личности. Если претензии на особенность претерпевают крушение, они могут осложниться жертвенной ролью «непонятного гения». При таком повороте событий в личности часто развивается остроумие, способность поддержать интересный разговор и пр.


Изысканность

Характерная склонность эннеатипа № 4 к искусству более чем очевидна. Она подпитывается также стремлением эннеатипа № 4 быть в центре внимания. Другие компоненты: возможность идеализировать боль через искусство, а также трансмутировать ее до тех пределов, когда она становится элементом в составе красоты.


Артистичность

Склонность к изысканности (и антипатия к грубости) проявляется в таких дескрипторах, как «стиль», «нежность», «элегантность», «вкус», «артистичность», «чувствительность», а также иногда «претензия на художественность», «притворность», «манерность» и «поза». Их можно понять как попытки со стороны личности компенсировать нелестное представление о самом себе (таким образом, можно считать, что низкая самооценка и утонченное идеальное «я» взаимно поддерживают друг друга). Стремление к экстраординарному, в основе которого лежит отрицание собственной ординарности. Недостаток оригинальности стимулирует зависть, попытки подражать оригинальным людям и желание изображать непосредственность.


Сильное суперэго

Изысканность, возможно, является наиболее характерным направлением, на пути к которому эннеатип № 4 ищет возможность стать лучше, чем он есть на самом деле, и в этих поисках он проявляет дисциплину. Вместе с дисциплиной (которая может доходить до мазохизма) черта суперэго эннеатипа № 4 включает дескрипторы настойчивости и действия по правилам. Любовь к церемониям также отражает как эстетическую изысканность, так и ориентацию на правила. Сильное суперэго влияет в эннеатипе № 4 и на чувство вины, стыд, ненависть к себе и самоочернение.


Экзистенциальная динамика

Истоки зависти лежат в неудовлетворенной потребности в привязанности в раннем детстве, и хроническое ощущение боли в этом характере можно понять как отголосок боли прошлой. Это может стать для людей эннеатипа № 4 ловушкой, где они могут застрять, бесконечно сокрушаясь о прошлом. Образовавшуюся пустоту стремится «заполнить» зависть, и это, в свою очередь, закрепляется самоуничижением, поиском бытия через любовь и подражанием другим: «Я подобен Эйнштейну, следовательно, существую». Психология эннеатипа № 4 сложилась как будто под действием принятого на раннем этапе жизни суждения: «Меня не любят, значит, я ничего не стою!». И сейчас он добивается собственного признания через любовь, которой когда-то не хватало («Люби меня, чтобы я знал, что я чего-то стою!»), и через процесс самоочистительного искажения
– через стремление к чему-то иному, заведомо лучшему и более благородному, чем то, что я есть.

Эти процессы саморазрушительны, так как однажды обретенная любовь перестанет цениться («Раз он меня любит, он ничего не стоит»), или, стимулируя невротические претензии, ведет на этой основе к разочарованию и обесцениванию. Более обобщенно: стремление существовать, подражая стандартам собственного идеала, оставаясь слепым к ценности своего истинного «я».

Эннеатип № 4 нуждается в том, чтобы интуитивно проникнуть в эти ловушки. Более, чем другие характеры, он нуждается в самоподдержке, которая возникает на основе осознанного одобрения себя, чувстве собственного достоинства и удовлетворенности жизнью во всех ее формах.

В зависти имеет место патология ценностей, которую можно описать метафорой из
«Книги о доброй любви» Арчипресте де Гита. Это басня о собаке, которая несет в зубах кость и, увидев в пруду свое отражение, думает, что там находится другая собака с более аппетитной костью. Она открывает пасть, чтобы отнять ее, и теряет ту кость, которую имела. Мы можем сказать, отражение кости не есть реальность, так же как не является реальным идеализированный образ.