НАШИ ПАРТНЕРЫ:

logo2 test

Эннеатип № 3: «Внешнее впечатление как залог успеха»

 

Общая характеристика: Тщеславие, притворство и «маркетинговая» ориентация

Тщеславие — это страстная забота о своем имидже, или страсть жить для чужих глаз. Жизнь для того, чтобы произвести впечатление, подразумевает, что человека заботят не собственные переживания, а ожидания или фантазии других людей, то есть в нем сильны тщеславные устремления. Ничему больше так не подойдут слова «суета сует», о чем говорит проповедник в «Экклезиасте», как жизни для эфемерного, иллюзорного имиджа (в противоположность жизни, исходя из собственных возможностей). Можно рассматривать нарциссизм как универсальный аспект эго-структуры, отмеченной в правом углу эннеаграммы.

Тщеславие присутствует в большей степени в «истеричной» области эннеаграммы (охватывающей эннеатипы № 2, № 3 и № 4), однако, в случае с гордостью (№ 2) — оно удовлетворяется посредством комбинации воображаемой самонапыщенности и поддержки избранных людей, в то время как в эннеатипе № 3 личность мобилизует себя для того, чтобы доказать объективно свою ценность путем активного восполнения собственного имиджа, приближения его к обобщенному идеалу. Это ведет к стремлению достижения успехов и хорошей формы, как это понимается большинством или в соответствии с общепринятыми стандартами.

Ичазо говорил, скорее, об «обмане», чем о тщеславии как о страсти эннеатипа № 3. В тщеславности присутствует недостаток правдивости по отношению к чувствам и притворство.

Хотя в христианстве в традиционный список грехов включена гордыня, а не тщеславие, мне кажется, что обе эти идеи сопоставимы, что отражается общепринятой символикой, где гордость изображают в виде женщины, смотрящейся в зеркало (как на картине Иеронима Босха «Семь смертных грехов»).

Эта диспозиция определила формирование модальной личности в американском обществе начиная с двадцатых годов. Эрик Фромм обращается к этому явлению в обсуждении «маркетинговой ориентации» в работе «Человек сам для себя».

 

Структура черт характера

 

Потребность во внимании и тщеславие

Наиболее характерным эмоциональным состоянием является потребность во внимании, потребность быть замеченным. Пережив когда-то разочарование в этом плане, личность стремится к удовлетворению данной потребности через культивирование внешнего впечатления. В противовес желанию быть замеченным, услышанным, одобренным, в характере эннеатипа № 3 наличествует ощущение одиночества, возникающее не только из-за хронических разочарований и потребности быть чем-то для других, но и вследствие того, что какого бы успеха ни добилась личность, он относится к ее ложному «Я» и к ее манипуляциям. Отсюда возникает вопрос: «Любили бы меня ради меня самого, если бы не мои успехи, мои деньги, мое хорошенькое личико и т.д.?» Этот вопрос постоянно подпитывается тем, что личностью движет не только страх неудачи в его лихорадочных стремлениях к успехам, но также страх раскрыть себя и быть отвергнутым, показавшись миру без маски. В состав кластера тщеславия я включил также «взыскательность по отношению к форме», «подражательность» и «хамелеонство» (в свете чего, например, тщеславие может создать имидж полного безразличия к производимому впечатлению).

Умение достигать своих тщеславных целей обычно подкрепляется психозом личности. Так, красивые женщины наиболее вероятно изберут стратегию великолепия (и, соответственно, экзистенциальную ошибку путать свою внешнюю привлекательность со своим истинным «Я»).

 

Ориентация на достижение успеха

Эннеатип № 3 стремится к достижению успехов, это может предполагать стремление к богатству и определенному общественному положению. Для этих людей характерна способность выполнять работу быстро и точно, что делает из них как хороших секретарей, так и хороших исполнителей. На службе у эффективности их мыслительные процессы стремятся к точности, и часто эти люди имеют склонность к математике. Хотя здесь имеет место интерес к науке, особое пристрастие этого характера можно лучше всего сформулировать как научность – то есть тенденцию недооценивать те виды мыслительных процессов, которые не являются логико-дедуктивными и научными. Эти люди высоко ценят технологию и имеют тенденцию к систематизации, они обладают умением организовать как свой труд, так и деятельность других людей. Личности эннеатипа № 3 не могут не только просто быть приятными, их часто описывают как холодных («черствый сухарь») и расчетливых, они используют других людей, так же как и самих себя, в качестве ступенек к своей цели.

Тесно связана со стремлением к успеху и такая черта характера, как самоконтроль, также как и контроль над другими и доминирование. Обычно это можно видеть в отношении родителей к своим детям, которым они навязывают ненужные советы или заставляют поступать по-своему, пренебрегая доводами о пользе этих действий для ребенка.

Еще одна важная черта характера этой личности, выступающая в качестве средства достижения успеха и победы, – соперничество.

 

Социальная искушенность и мастерство

Еще одна группа черт: «занимательный», «полный энтузиазма», «дурачливый», «обаятельный», «разговорчивый», «приятный», «заслуживающий одобрения и остроумный». В обобщенном виде эту черту характера можно назвать «социальная великолепность», или «социальная демонстрация».

 

Культивирование сексуальной привлекательности

Черта, ассоциации с которой вызывает образ зеркала в традиционном изображении тщеславия. Ни одна из женщин не зависит настолько от косметики, как женщина эннеатипа № 3. Так же, как культивированная сексуальная привлекательность идет рука об руку с фригидностью, существует особый вид тщеславной красоты: холодная, фарфоровая, кукольная красота — формалистичная и эмоционально пустая.

 

Обман и манипулирование образом

Страсть выделиться можно понять как переросшую раннюю потребность во внимании и оценке. Ее можно понимать также и как следствие противоречия между внешней оценкой и внутренней ценностью. Дескрипторы: «становиться маской», «принимать навязываемое мнение», «находиться под влиянием», «фальшивый», «липовый». Слова «обман» или «симуляция» могут быть использованы как указатели на определенный тип организации данной личности, проявляющийся в связи с самообманом (вера в идеал изированный образ, присутствующий в мире), а также в связи с симуляцией перед внешней аудиторией (как в случае с блефом или показной добротой). Кроме того, это идентификация личности с ролью и маской – утрата ощущения, что ты просто играешь роль или надел маску, что ведет к тому, что твоей реальностью становится такой мир, каким его видят другие.

Эннеатип № 3 не только придает значение внешнему виду, но выработал способность мастерски преподнести себя, других, события и идеи. Особый дар продавать и рекламировать, который характеризует этих людей, является, очевидно, обобщенной способностью, развившейся первоначально из желания «преподнести себя» и выдвинуться. Так, они не только интересуются такими вещами, как их одежда, косметика и демонстрация хороших манер, они эксперты по комплектованию товаров и информации и превосходят других в рекламной индустрии.

 

Подверженность чужому влиянию

Это личность, которая больше других поддается чужому влиянию и выработала в себе способность проводить скрытые и постоянные «маркетинговые исследования» в окружении на предмет его мыслей, чувств и действий. Хамелеонство – готовность изменить свое мнение или внешность в соответствии с модой.

 

Прагматизм

Ориентация к тому, что описывается как «расчетливость». Выражается эта черта характера не только в интеллектуальном плане, так как контроль над собой, который она подразумевает, может проявляться через организацию и умение, практичность, функциональность и оперативность. Именно благодаря склонности к эффективности, можно понять те организаторские способности, которые обычно придают эннеатипу № 3 инженерный предпринимательский менталитет.

 

Активная вигильность

Личность эннеатипа № 3 не только гипервигильна, то есть постоянно находится «в полной боеготовности», но и в принципе не способна сдаться, подчиниться, ей или ему необходимо все держать под контролем. Они с ранних лет учатся справляться со всем, полагаясь на себя, из чувства, что остальные сделают это недостаточно хорошо. Подчеркнутое или глубокое недоверие к жизни: недоверие к тому, что все может получиться и без их пристального контроля. Недоверие к «способности организма к саморегуляции» в психоментальном плане.

 

Нарочитость

В той мере, в которой жажда бытия заменяется внешними поисками, в той же мере личность не оставляет себе возможности даже осознать это, углубляя, таким образом, хроническую ошибку.

 

Экзистенциальная динамика

Экзистенциальный момент внутреннего вакуума хорошо виден стороннему наблюдателю, который обычно воспринимает тщеславных людей как поверхностных, пустых или «пластичных». Эта тенденция тщеславных людей игнорировать оскудение их эмпирического мира сближает их с эннеатипом № 9. Их сходство в этом отношении отражает их взаимосвязь на эннеаграмме, согласно которой в тщеславной идентификации личности с внешностью лежат психодинамические корни патологического самозабвения.

Осознав, что «внутри чего-то не хватает», личность эннеатипа № 3 скорее всего, определяет это ощущение пустоты как незнание того, кем он или она является – как проблему идентификации. Осознание проблемы идентификации определяет, как я думаю, превалирование эннеатипа № 3 в американской культуре. Незнание «Кто я?» обычно означает здесь: «Все, что я знаю, – это роль, которую я играю. Существует ли что-нибудь, кроме нее?» Личность пришла к осознанию того, что ее жизнь – это серия представлений и что идентификация лежит в данном случае в определении профессионального статуса и других ролей.

Вместе с интуитивным чувством игнорирования себя или своей индивидуальности обычно имеет место ощущение незнания своих истинных чувств и желаний – ощущение, захватывающее их в такой мере, что они начинают принимать выдуманные чувства за свои, и их выбор определяют не внутренние установки, а внешние модели.

Их самоотчуждение является результатом излишней поглощенности образом, который они стараются поддержать в глазах общества. В более сексуально-ориентированных индивидуумах аналогичные процессы имеют место как результат стремления к одобрению и сексапильности. Страсть быть приятным и привлекать здесь также поляризует внимание личности в направлении внешних проявлений ее бытия за счет внимания к глубине эротических и эмоциональных переживаний, что вызывает частые осложнения фригидности в женщинах. Джодоровский дал глубокое описание такой ситуации в своем эссе о сексуальном супермене, у которого было сотни рук и тысяча пальцев, в каждом из них находился половой орган или язык; супермен отвечал всем требованиям наивысших стандартов сексуального поведения, но его концентрация на собственной эффективности трагическим образом не оставляла возможности наслаждаться самому.

Полезно будет пойти дальше: к интерпретации страсти к одобрению как подмены любви или как косвенного выражения желания любви. Побуждение к совершенствованию, которое возникает именно от перераспределения психической энергии в сторону игры и восприятия глазами других (в воображаемом «кино»).

Искренний взгляд внутрь, в этот порочный круг, может высвободить энергию личности и сфокусировать внимание на том, что всеми избегается и потенциально болезненно – внутренней сущности. В неистовом желании достичь успеха, статуса или одобрений и, не имея возможности остановиться, чтобы взглянуть внутрь себя, личность эннеатипа № 3 постоянно повторяет себе известную американскую установку: «Не стой просто так, делай что-нибудь!». В этом плане необходимо, чтобы вместо этого ему сказали: «Не делай ничего, просто постой!».

Для психотерапевтов важно понимать, что людям, которым трудно оставаться наедине с самим собой, может помочь совет прислушаться к себе. Полезно также пережить «потерю лица», что влечет за собой то, что человек перестает смотреться в зеркало общества. Медитация, особенно медитация, основанная на бездействии, может показаться им совершенно неинтересной и бессмысленной. Однако при достаточной интеллектуальной убежденности или личном доверии возможно более близкое знакомство с этим бессмысленным «просто сидением», дальнейшая концентрация на скуке или бессмысленности может привести к определенному пониманию трагедии неспособности питаться живыми чувствами бытия.