НАШИ ПАРТНЕРЫ:

logo2 test

Целостный подход к образованию

 

Одним из давних вопросов образовательной системы, ставшим предметом громких дискуссий (результаты которых, увы, едва ли изменили ход событий), является необходимость в целостном подходе к образованию, который смог бы заполнить все прорехи традиционного подхода, такие как низкая мотивация и пассивная учеба, проблемы с запоминанием, работа левого полушария, развитие логического мышления.

 

В этой связи появилось немало идей самого разного толка, от теории множественных интеллектов и концепции эмоционального интеллекта до различных направлений конструктивизма и прочих идей, предлагающих самые разные решения данного вопроса. Поскольку задачей этой главы не является проведение детального анализа всех существующих решений по данной теме, мы не будем подробно останавливаться на каждом из них; подчеркнем, лишь, что каждая из этих концепций предлагает немало интересных идей, однако, все они призывают сфокусировать все внимание на учениках и развивать их творческое начало, самооценку и самоуважение.

 

Однако, если заострить взгляд на одних лишь учащихся, то сама необходимость работы с преподавательским составом волей неволей уйдет на второй план. В то же время, не следует забывать и о том, что мотивация, творческое начало, радость и самооценка педагога не менее важны для образовательного процесса. Подкрепляя это умозаключение выступлениями наших информантов, мы приходим к выводу, что образование должно пониматься сквозь призму межличностных отношений, обоюдного человеческого познания и передачи ценностей; в основе же образовательного процесса должно лежать противопоставление и связь индивида как с другими, так и с самими собой; ведь образование - это непрерывный процесс, в который вовлечены как ученики, так и учителя.

 

С другой стороны, целостный подход к образованию не предполагает ни вторжения в смежные дисциплины, ни погружения в частные аспекты. Так, например, внедрение в учебную программу методик, способствующих развитию правого полушария мозга или, скажем, одновременному развитию двух типов мышления (конвергентного и дивергентного), вовсе не гарантирует положительных результатов, в виду того, что они не задействуют ни духовное, ни телесное измерения. И всякие попытки упорядочить, спланировать или улучшить образовательный процесс, не учитывают, увы, двух столь фундаментальных компонентов.

 

Традиционная система образования на протяжение всей своей истории диктовала необходимость дисциплинировать тело, ведь тело есть обитель инстинктов, а инстинкты – есть проявления животные, из чего следует, что инстинкты диаметрально противоположны культуре. Таким образом, образование всегда воспринималось, как процесс интеграции культуры, и процесс этот никогда не поощрял естественных инстинктов.

 

И так родился целый структурный комплекс школьных правил и практик, всячески дисциплинирующих тело и налагающих определенные рамки на процесс становления личности. Иными словами, чтобы стать образованным, нужно забыть, закрыть, забросить, не проявлять лишних эмоций, ходить по струнке и «держать в узде» один из основных элементов становления личности: свою физиологию. Это измерение было отдано на попечение физической культуре и спорту, которые также налагают на него свои рамки – они учат владеть своим телом, т.е. сдерживать его. В итоге интеллектуальная сфера должна подчиняться одним законам, духовная –другим, тело – третьим, эмоции – четвертым: выходит, что человек расценивается не как личность, а как биологический субъект, разные измерения бытия которого разводят по разным рубрикам, не признавая целостности человеческого существа, в котором все начала сливаются воедино.

 

Программа SaT совершенно четко дает понять, сколь очевидна и важна необходимость равного отношения ко всем измерениям человеческого существа. Необходимо делать акцент и на эмоциональном, и на духовном, и на физиологическом измерениях, не повторяя ошибок традиционного взгляда на обучение; однако, все это станет возможным лишь тогда, когда сами преподаватели смогут осознать этот факт и изменить свое виденье вопроса. Программа также показывает, как работать со всеми этими измерениями.

 

Необходимо принять и тот факт, что работа педагога со своими учениками должна носить интуитивный характер: подобную работу невозможно детально спланировать и рационализировать. Такая работа требует того самого человечного подхода, сближения, о котором столько говориться в выступлениях участников программы, требует открытости, способности чувствовать и воспринимать, требует той самой магии восприятия.

 

Целостный подход к образованию обязывает преподавателя принять все вышесказанное и интегрировать в собственную жизнь, установить человеческий контакт с окружающими и позволить ему развиваться в свободном русле. Этот подход едва ли подлежит структурированию, в нем нет места иерархиям или вертикали, это горизонтальное сближение учителя со своими учениками, которых он заведомо признает многогранными личностями, ощущая таковым и себя самого.