к описанию эннеатипа
переход в состоянии комфорта
переход в условиях стресса
к описанию эннеаграмы
Эннеаграмма
Каждой вершине эннеаграммы соответствует один из 9 основных эннеатипов.
Черты характера, свойственные эннеатипу, описывают тот «круг ошибок», который совершает наше эго, и мы вместе с ним, иногда не подозревая о том, что нами движет*. Осознание этих стереотипов поведения позволяет понять и принять себя, а также изменить модель поведения.
Внутри каждого эннеатипа, в зависимости от того, какие интересы и цели первичны для человека, выделяют:
Подтип I – с приоритетом потребностей безопасности и самосохранения
Подтип II – с приоритетом сексуальных потребностей
Подтип III – с приоритетом социальных потребностей
Эта разнонаправленность интересов заставляет подтипы отличаться друг от друга (вплоть до полярности).
На схеме каждый эннеатип соединен линиями с двумя другими эннеатипами:
Оранжевая линия соединяет описываемый эннеатип с тем, чьи черты могут перениматься человеком в условиях полного комфорта и безопасности.
Голубая линия соединяет описываемый эннеатип с тем, чьи черты могут перениматься человеком в условиях стресса и давления.
Определение эннеатипа может оказаться сложной задачей, на выполнение которой отводится значительное время в Программе SAT.
*Нередко можно встретить описания эннеатипов с преимущественно положительной трактовкой черт характера. Такой подход позволяет человеку понять свои сильные стороны и начать активнее их использовать в достижении поставленных целей, в первую очередь связанных с работой. Это, однако, противоречит тем задачам, которые Клаудио Наранхо поставил перед Психологией эннеатипов, а именно: «узнать своих демонов, чтобы победить их».
Эннеатип 1 «Воинствующая добродетель»
Черты характера:
Гнев, проявляющийся в форме негодования
Взыскательность
Самоконтроль, самокритичность и дисциплинированность
Желание изменить себя, окружающих, мир к лучшему
Осуждение, нередко возмущение несправедливостью и несовершенствами
Предъявление претензий и требований
Стремление играть роль благодетеля и самолюбование
Пуританство, склонность к проповедям и морализаторству
Доминирование
Придание излишнего значения деталям, вплоть до косности
Подчинение желаний чувству долга, нередко до полного отказа от любых удовольствий
Холодность, несмотря на культивируемую доброту
Подтип I:
Страсть к переживаниям и волнениям
Желание держать все под контролем
Перфекционизм: стремление все делать «правильно»
Подтип II:
Особенная интенсивность желаний
Полное ощущение своего права на их осуществление
Стремление «усовершенствовать» окружающих
Подтип III:
Полная неспособность адаптироваться и меняться
Манипуляция с целью доказать неправоту окружающих
Жизнь по принципу: «Есть два пути: мой и неправильный»
Ощущение собственного превосходства и совершенства
В случае стресса и давления переход в: эннеатип 4
При полной безопасности переход в: эннеатип 7
Эннеатип 2 «Эгоцентричное великодушие»
Черты характера:
Гордыня и страсть к возвеличиванию самого себя, нарциссизм
Преувеличение собственной ценности и привлекательности
Стремление найти не самого себя, но свой идеальный имидж, роль, которую можно самозабвенно и артистично исполнять
Создание иллюзии «абсолютно счастливого человека», ложного благополучия
Потребность находиться в центре внимания
Лесть как способ общения с теми, кто потворствует ощущению уникальности, гордыне; презрение к остальным
Импульсивность, эмоциональность, нередко экзальтированность
Преувеличенное значение «счастливой» романтической любви как способа подтвердить свою уникальность и значимость; собственническое отношение к ее объекту
Гедонизм и понимание любви исключительно как получение удовольствия
Принципиальная нетерпимость к рутине, дисциплине и другим препятствиям на пути беззаботной жизни; неприятие авторитетов
Подспудное ощущение утраты бытия и своей недостаточной значимости; попытка компенсации с помощью вышеперечисленных черт.
Подтип I:
Манипуляция окружающими путем создания образа вечного ребенка, милого, но инфантильного
Свойственное детям ощущение себя в качестве «центра вселенной», пронесенное через всю жизнь
Желание быть любимым сразу всеми («просто потому, что я есть») и окруженным заботой
Подтип II:
Идеальный обольститель, действующий в корыстных интересах, от «неотразимого вампира» и роковой женщины, до «глупенькой блондинки»
Непреодолимое стремление быть объектом желания окружающих
Попытка получить «все и сразу», найдя и полностью подчинив себе человека, готового выполнить любую твою прихоть
Подтип III:
Ориентированность не на одного человека, а на целые группы
Стремление владеть умами и душами, вести людей за собой
Ненасытные мегаамбиции (яркий пример подтипа – Наполеон)
При полной безопасности переход в: эннеатип 4
В случае стресса и давления переход в: эннеатип 8
Эннеатип 3 «Внешнее впечатление как залог успеха »
Черты характера:
Тщеславие и желание быть замеченным «всеми»
Стремление соответствовать стереотипам «успешного человека», сформированным в обществе
Рациональность, трезвое и расчетливое мышление
Самоконтроль и доминирование
Ориентированность на результат и достижения, которые воспринимаются как способ обрести любовь окружающих
Умение подать себя с нужной стороны и произвести великолепное впечатление (как в личных отношениях, так и в обществе)
Наигранность, манипулирование образами и хамелеонство, связанные с желанием соответствовать «идеалу»
Проблемы самоидентификации и осознания своих истинных желаний
Сомнения в собственной ценности, абстрагированной от достижений, социального статуса, богатства и других «поводов для любви»
Стремление быть полностью осведомленным и контролировать все и всех, нередко провоцирующее ощущение «войны на всех фронтах».
Подтип I:
Ложное ощущение отсутствия страстей
Образ человек «правильного», такого, каким «следует быть»
Умение создать ощущение абсолютной безопасности вокруг себя, та самая – «каменная стена», за которой многие хотят оказаться
Подтип II:
Абсолют женственности или мужественности
Значение привлекательности выше моральных норм
Стремление угождать как стереотип поведения
Подтип III:
Производит впечатление «абсолютно нормального» человека, часто из мира бизнеса
Стремление служить и Богу, и Маммоне одновременно, исключительная приземленность, даже в делах благотворительности
Желание заработать миллиарды, выполнив работу «лучше всех», и наслаждаться восхищением окружающих
При полной безопасности переход в: эннеатип 6
В случае стресса и давления переход в: эннеатип 9
Эннеатип 4 «Поиск счастья через боль»
Черты характера:
Зависть, постоянное сравнение себя с окружающими
Ощущение собственной ущербности, неполноценности
Осознание «идеала» как чего-то недостижимого и находящегося вне личности
Обесценивание достигнутого (например, «человек, меня полюбивший, ничего не стоит»)
Смятение, отсутствие упорядоченности и гармонии внутреннего мира
Самокопание, доходящее до мазохизма
Трагичное восприятие жизни, ощущение невосполнимости утрат
Стремление к любви и поддержанию отношений, даже если они не приносят удовлетворения
Склонность к рефлексии и желание «понять» в отношении к окружающим
Внешняя надменность и чувство превосходства в качестве компенсации постоянного внутреннего самоуничижения
Стремление к неординарности, изысканности, благовоспитанности
Артистичность и любовь к искусству, часто идеализирующему боль и страдания.
Подтип I:
«Страдальцы», стремящиеся вынести любую боль молча
Понимание добродетели как умения сносить любые невзгоды и связанная с этим необходимость, зависимость от страданий
Постоянное преодоление себя, принуждение к выполнению ненавистных действий, мазохизм
Подтип II:
Яростная, воинствующая зависть, желание заставить страдать окружающих
Стремление получить желаемое любой ценой
Ненасытность и постоянная соревновательность
Подтип III:
«Нытики»: слишком чувствительные, плаксивые, жалующиеся
Постоянное ощущение себя «жертвой» и стремление бесконечно испытывать боль
Попытка не только привлечь внимание окружающих, но получить от них «отпущение грехов», а по сути — подтверждение, что исполнение желаний заслужено и выстрадано.
В случае стресса и давления переход в: эннеатип 2
При полной безопасности переход в: эннеатип 1
Эннеатип 5 «Поиск целостности через отчуждение»
Черты характера:
Абсолютная интровертность и стремление создать «идеальный» внутренний мир
Изначальная сверхчувствительность, особенно к боли, и страх быть отвергнутым, компенсируемые подавлением способности чувствовать
Доминирующая в характере ориентация на знания, интеллектуальность, склонность к абстракциям и классификации
Подмена жизни накапливанием знаний в безрезультатном стремлении «подготовиться» к жизни, позиция «стороннего наблюдателя жизни»
Стремление к полной автономии и свободе, чтобы безраздельно владеть самим собой и своими внутренними ресурсами
Попытка избегать любых ситуаций, провоцирующих возникновение чувств, отношений и связанной с ними ответственности
Страх постороннего вмешательства и потенциальной зависимости
Подавление потребностей и уход от любви, вплоть до полной потери чувствительности
Неспособность получать удовольствие вследствие сниженной способности к восприятию и переживаниям
Нежелание менять свои взгляды и образ мыслей, вплоть до косности
Бездействие как следствие нежелания проявлять себя во вне, стремления скрыть свои намерения и отсутствия энтузиазма
Склонность испытывать чувство вины, проистекающее из болезненного опыта: остро нуждающийся в любви ребенок, который не получает ее в достаточной мере, рано принимает решение не любить самому и чувствует свою вину за это
Подтип I:
Наименее экспрессивные из всех типов
Отшельники, стремящиеся к полной изоляции
Восприятие собственного мира и, в частности, дома как убежища
Подтип II:
Полны страсти к одному -единственному человеку – тому, которого не могут найти , абсолютному идеалу
Романтичны, трепетны, не уверены в себе
Идеальные отношения предполагают доверие и принятие большее, нежели в браке, и возможность открыть всех своих «демонов» партнеру
Подтип III:
Стремление «сотворить себе кумира»
Неспособность поддерживать отношения с «обычными» людьми как с не имеющими никакой ценности, но лишь с «лучшими» представителями человечества
Постоянный поиск высшего смысла жизни, в процессе которого полностью утрачивается возможность сострадать
В случае стресса и давления переход в: эннеатип 7
При полной безопасности переход в: эннеатип 8
Эннеатип 6 «Преследуемый преследователь»
Черты характера:
Постоянная тревожность: ощущение страха без видимой внешней или внутренней причины
Самые различные вариации персональных страхов: боязнь перемен, неизвестности, будущего, страх допустить ошибку, не справиться, быть обманутым, любить и т.п.
Неуверенность в себе и своих силах, доходящая до полной неспособности действовать и принимать решения
Боязнь спонтанности и невозможность действовать импульсивно
Гипернадуманность: попытка во всем увидеть предзнаменование, постоянная настороженность
Интеллектуальность и склонность к абстрактному теоретизированию как следствие поиска ответов на внутренние вопросы об угрожающем мире
Логичность мышления, скорее используемая для выискивания потенциальных угроз и проблем, нежели для их разрешения
Ощущение мира как иерархической структуры. Пренебрежение, нередко агрессия к «нижестоящим» и подобострастная покорность в отношении «вышестоящих»
Подчинение авторитетам дополняется безоговорочным выполнением правил, предписаний и норм, также связанным с желанием «следовать», а не «идти»
Применение тактики «лучшая защита – нападение» в случае, если страх компенсируется позой бесстрашия
Подозрительность и двойственность, привычка сомневаться во всем и вся, вплоть до сомнений в своих сомнениях
Постоянное обвинение не только окружающих, но и самого себя. Роль инквизитора по отношению к себе.
Подтип I:
Ненасытная потребность в тепле и защите
Стремление быть окруженным «семьей», защищающей от враждебного мира
Слабый характер и неспособность называть вещи своими именами: все вокруг – лишь «оттенки серого»
Подтип II:
Показное бесстрашие и часто сопутствующее ему ощущение, что повсюду подстерегают опасности
Стремление подавлять и устрашать: лучшая защита – нападение, при этом зачастую поведение напоминает тактику «лает, но не кусает»
Авторитетами не могут служить конкретные люди, но целые системы или идеалы несуществующего мира
Подтип III:
Холодность и прагматизм, желание во всем следовать правилам (Наранхо называет это «прусским характером» и приводит в качестве примера Э. Канта)
Оторванность от реальной жизни вследствие теоретизирования и размышлений на тему долга. Долг представляет собой ось, вокруг которой должна выстраиваться жизнь
Наблюдение за тем, чтобы окружающие следовали правилам, часто не оставляет времени на то, чтобы исполнять долг самому
В случае стресса и давления переход в: эннеатип 3
При полной безопасности переход в: эннеатип 9
Эннеатип 7 «Оппортунистический идеализм»
Черты характера:
Стремление к бесконечному получению удовольствия
Поверхностность эмоций, связанная с нежеланием испытывать болезненные переживания и уходом от них
Чрезмерный оптимизм, иногда противоречащий реальности
Нарциссизм и самооправдание
Попустительство и невмешательство, принцип «laissez-faire» в отношении всех и вся
Склонность к дилетантству, нередко «шарлатанству», поддерживаемая ощущением интеллектуального превосходства и умением нравиться
Стремление к экстраординарному, нестандартному, «неземному»
Отсутствие дисциплинированности, вызванное сочетанием абсолютной ценности гедонизма и внутренним ощущением вседозволенности
Бунтарство и нонконформизм, неприятие косности, однако, скорее идейные, нежели связанные с конкретными действиями
При возможной дипломатичности обхождения в отношении авторитетов, ощущение «линейности», а не иерархичности мира
Создание ощущения легкости и счастья вокруг себя, которое, однако, достигается за счет избегания или заглубления боли
Ориентированность на будущее и «прожектерство»
Подтип I:
Яркие представители оппортунизма, бесконечно озабоченные воображаемыми угрозами своей безопасности и стремящиеся всюду заключать взаимовыгодные сделки (по принципу «ты – мне, я – тебе!»)
Стремление окружить себя «семьей», члены которой будут держаться вместе и жить по принципам мафиозного клана
Постоянно разрастающаяся сеть знакомств «на всякий случай» как следствие попыток во всем увидеть потенциальную выгоду и новые возможности
Подтип II:
Страстные мечтатели, сознательно избегающие реальности путем бегства в воображаемый прекрасный мир
Мировосприятие исключительно сквозь «розовые очки»
Чересчур полны энтузиазма и оптимистичны
Подтип III:
Распознав однажды в себе «корень зла», бросает все сила на то, чтобы стать персонификацией добродетели
Добродетель понимается как утрирование общепринятых стереотипов: например, как необходимость возлюбить ближнего своего БОЛЬШЕ, чем самого себя
Ненасытное стремление не только к показной добродетели, но и ко всеобщим рукоплесканиям за принесенные жертвы и совершенные «подвиги», к признанию заслуг
В случае стресса и давления переход в: эннеатип 1
При полной безопасности переход в: эннеатип 5
Эннеатип 8 «Сила»
Черты характера:
Сильный импульсивный и ненасытный характер
Агрессивный гедонизм: наслаждение – любой ценой
Постоянное стремление к острым ощущениям и их «эскалации»
Желание не только получить, но и бороться за возможность получить «запретный плод» : борьба в этом случае – то же удовольствие
Подчеркнутая независимость и деление окружающих на две категории: соперников и «инструменты»
Антисоциальность и склонность к садизму, вызванные перенесенными в детстве унижениями и страданиями: злоба, затаенная на весь мир
Ощущение неправомерности любой власти над ними и связанное с этим неприятие и уничтожение авторитетов
Противопоставление себя миру и стремление доминировать любой ценой
Бесчувственность, как буквальная, связанная с притупленностью бесконечно усиливаемых ощущений, так и фигуральная, проявляющаяся в жестокости и цинизме
Нарциссизм, доходящий до эксгибиционизма, и беззастенчивое манипулятивное стремление нравиться
Жизнь по принципу: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача», вытесняет всякую рефлексию и абстрактную интеллектуальность – действовать всегда нужно немедленно и жестко
Чем результативнее стремление получить удовольствие, тем ниже способность его испытать, что приводит к полной утрате «ощущения бытия»
Подтип I:
Неспособность вынести отсутствие желаемого, порождающая стремление немедленно действовать
Действие «само собой разумеется», поэтому осуществляется «молча» (Наранхо сравнивает это с охотой льва – стремительной, молчаливой, вызванной нестерпимым голодом)
Способность выживать в любых условиях и умение «продать снег эскимосам»
Подтип II:
Абсолютно антисоциальны, вследствие ощущение себя «центром вселенной»
Антиинтеллектуальны, заточены под «ощущения»
В большей степени провоцируют и борются против среды, агрессивные бунтари
Подтип III:
«Социальная асоциальность» – насилие из солидарности с жертвой, против «несправедливости» (как у К. Маркса)
Нередко это дети, которые вынуждены были проявлять агрессию по отношению к отцу, чтобы защитить мать – отсюда полное неприятие авторитетов
Единственный интеллектуальный тип среди «восьмерок» – под агрессивную экспансию подведена «научная» база
В случае стресса и давления переход в: эннеатип 5
При полной безопасности переход в: эннеатип 2
Эннеатип 9 «Плывущий по течению»
Черты характера:
Чрезмерная «толстокожесть» : искусственно воспитанная в себе невосприимчивость и полное забвение предшествующего периода глубоких переживаний
Нежелание не только испытывать чувства, но и соприкасаться с чувствами окружающих
Тактика «притвориться мертвым, чтобы выжить», лишающая способности быть живым
Утрата связи со своим внутренним Я: сначала нежелание, а потом и неумение «слышать» себя
Кажущаяся естественной рассеянность на самом деле – желание не замечать и не участвовать
Сверхприспосабливаемость как способ сохранения психологического комфорта
Добродушие и готовность помогать (до полного самоотречения)
Отчаянное неприятие изменений, консерватизм, жесткое следование привычкам, традициям и т.п.
Кажущаяся удовлетворенность жизнью и псевдожизнелюбие
Духовные поиски, всегда ведущие к боли, подменяются эрудированностью и «насмотренностью»
Нежелание действовать
Неверие в то, что заслуживают любви, приводит к реализации через принадлежность к группе «заслуживающих» – семье, команде и т.п.
Подтип I:
Подмена бытия выполнением набора простейших «буквальных» действий (я ем – значит я существую)
Отсутствие метафизического смысла жизни – полная бездуховность
Homo Economicus – практичные приземленные люди
Подтип II:
Человек-«никто», не имеющий своих желаний и интересов
Стремление к симбиозу, полному «сращиванию» с партнером
Восприятие жизни исключительно сквозь «призму» партнера, попытка постоянно смотреть на мир чужими глазами
Подтип III:
Две навязанных самому себе роли: «сама жизнерадостность» и «свой в доску»
Острая потребность в принадлежности к группе, необходимость стать частью чего-то большего
Забота об окружающих вплоть до жертвенности, приводящая нередко к роли лидера группы
В случае стресса и давления переход в: эннеатип 6
При полной безопасности переход в: эннеатип 3