НАШИ ПАРТНЕРЫ:

logo2 test

Эннеатип № 9: Лень или «Плывущий по течению»

 

Общая характеристика: Страсть к комфорту и сверхприспособляемость

Слова «лень» и «праздность», коими Ичазо описывал основную страсть и фиксацию, определяют эннеатип № 9. Вместо латинского термина «accidia», означающего « этот грех» , было в свое время введено слово «медлительность». Профессор ч илийского университета Джанини пишет: «То, что Святой Фома, Григорий Великий, Святой Исидор, Касьян определяли как accidia, на самом деле очень сложный феномен и далек от его современных переводов, таких как недостаточность мотивации действия». Accidia означает, скорее, ленность психическую и духовную, нежели тенденцию к бездействию. О такой духовной лени можно говорить в связи с людьми, забывшими Бога, это глухота по отношению к духу и утрата чувства бытия до тех пределов, когда даже не видишь разницу; духовное огрубение. В психологическом плане accidia проявляется как утрата внутреннего мира, отказ видеть и принимать изменения. Комбинация утраты внутреннего мира и со путствующих ей уступчивости и самоотречению приведут к синдрому добродушной удобной «приземленности», которая может разрастись до буквальности и узости.

Эннеатип № 9 – это не просто тот, кто не научился любить вследствие того, что ему (ей) было отказано в любви, но тот, кто забыл о своем разочаровании, благодаря психологической толстокожести, чрезмерному упрощению, психологической ампутации, которая превращает его в наименее чувствительный и наиболее стоический из характеров. (Эннеатип № 9 противостоит гиперчувствительным № 4 и № 5 типам внизу энеаграммы). Святой Фома говорил: accidia – это «грусть, заставляющая нас медлить в духовных поступках».

Эннеатип № 9 – это удовлетворенный и великодушный тип людей, чья «медлительность» проявляется не столько в антипатии к духовному, сколько в утрате внутреннего мира, отвращении к психологическим исследованиям и сопротивлении изменениям, что существует бок о бок с чрезмерной стабильностью и склонностью к консерватизму. Его девизом по отношению к себе и другим может быть — «Не дразни собак!».

 

Структура черт характера

 

Психологическая инерция

Один из концептуальных кластеров — «недостаточность внутреннего опыта», используя выражение Хорни. Это отсутствие огня, флегматичное отсутствие страсти. С этими терминами можно связать «нарколизацию» (также введен Хорни) и «толстокожесть» (обесчувствование с целью предотвратить «долгие страдания»). Интеллектуальное проявление защитной утраты внутреннего мира — отсутствие тонкости и воображения; эмоциональное соглашательство, омертвление чувств, что может быть как явным (в чрезмерно флегма тичном характере), так и скрытым (при добродушном или веселом характере).

На уровне познания самым обманчивым аспектом является глухота личности к его или ее внутренним голосам – утрата инстинкта, хорошо скрытая за явной анимализацией (так же как псевдоспонтанность сексуальной и социальной свободы сосуществует с внутренним омертвлением). Нежелание видеть, нежелание соприкасаться с чьими-либо переживаниями сродни лености познания, затемнению чувств или внутреннего свидетельства личности. Наряду с таким затемнением познания в свете предоминантно активного характера существует черта, которую можно назвать «конкретизация», проявление которой варьируется от буквальности до чрезмерной приземленности. Это отношение к выживанию Санчо Пансы за счет тонкого и таинственного – утраты открытости ко всему неожиданному, к духовному.

 

Сверхприспособляемость

Духовная леность, или accidia – эту стратегию жизни и обобщенный взгляд на жизнь можно видеть в кластере, объединяющем «сверхадаптацию», «самоотречение», «самопренебрежение», «невнимание к собственным нуждам» и «расположении к чрезмерному контролю». Я включил их в одну группу, так как невозможно приспособиться (не говоря уже о сверхприспособничестве) без способности держать себя в узде и подавлять собственные порывы.

Другие дескрипторы, относящиеся сюда же, — это «обдуманность» и «ответственность». Личности эннеатипа № 9 не единственные, кто в итоге «тащат груз», но надежные и великодушные, они готовы нести на своих плечах большую ношу. Если в большинстве случаев невозможность реализации идеала возлюбить ближнего своего как себя самого проистекает оттого, что себя любят больше, чем ближнего, то в эннеатипе № 9 ситуация противоположная: сверхприспособляемые люди откладывают достижение собственных благ и удовлетворение собственных потребностей в чрезмерной податливости требованиям и нуждам других. Легко понять связь между двумя вышеописанными чертами характера: чрезмерная адаптация к миру была бы слишком болезненна, чтобы выдержать ее без самоотречения.

 

Смирение

И самоотчуждение, и требующая самоотречения сверхприспособление подразумевают смирение – отказ от себя и отречение от себя и от жизни. Как если бы личность придерживалась стратегии притворяться мертвым, чтобы остаться в живых, трагически становясь мертвыми для жизни во имя жизни.

 

Великодушие

С ориентацией на приспособление связана черта, которую можно описать как: «хороший характер», «доброта», «готовность помочь», «способность прощать», «сердечность», «дружелюбная жизнерадостность» и «экстравертная веселость циклотимика». Кажет ся, что такая веселость – это часть склонности принимать себя легко, чтобы не давить на других, так же как дружелюбие поддерживается способностью быть для других чем-то большим, чем для себя. Жизнерадостный и гипоманиакальный аспект «вицеротоника» был хорошо известен Диккенсу, который дал нам замечательный портрет мистера Майкобере в «Дэвиде Копперфильде». Сверхприспособляемая личность обычно любит детей, животных, получает удовольствие, копаясь в саду. По отношению к другим – это хороший слушатель, готовый помочь, сочувствующий и утешающий, возможно, сострадающий.

 

Заурядность

Личности эннеатипа № 9 часто описываются как непритязательные. Их самооценка обычно бывает низкой, что часто ведет к подавлению потребностей нарциссизма. Их отношение к превосходству и блистательности также невысоко, и они могут пренебрегать собственной внешностью. Характерная заурядность, обыкновенность и простота проистекают, очевидно оттого, что эти люди отказались от попыток превосходить и блистать. Хотя и кажется, что личности этого характера оставили надежду на признание, в них присутствует глубокая и неосознанная жажда любви в их самоотреченном смирении и скрытом желании быть вознагражденными любовью. Чувство самоценности и чувство бытия в эннеатипе №9 удовлетворяется не через одобрение, но, скорее, через косвенное соучастие, через жизнь других. Утраченная личность становится личностью через симбиоз с семьей, нацией, партией, клубом, командой и т.д. Мы можем говорить о внутреннем мире соучастия как на уровне чувств, семейном, так и на уровне больших групп.

 

Роботизированная привязанность к привычкам

Различные черты характера, проистекающие из упорядоченных дескрипторов, имеют свойство «роботизированности». Сверхприспособляемые люди – рабы привычек. Они связаны обычаем и регулярностью, что Шелдон наблюдал у висцеротоников вообще. Они чрезмерно поглощены сохранением собственного равновесия. Как следствие, они склонны к консерватизму и жестко следуют традициям. Эта же черта психологической инерции, как думается, подчеркивает чрезмерную привязанность к семье, к нормам «как положено делать». Все это базируется на страсти к комфорту (психологическому комфорту), приобретаемому за такую высокую цену, что, как упоминалось выше, практики биоэнергетики относят личности эннеатипа 9 к «мазохистским».

 

Роботизированная привязанность к привычкам

Утрата внутреннего мира ведет в духовном плане к утрате тонкости сознания, уменьшению способности психологической проницательности, необходимой для поддержания чувства бытия.

Личности эннеатипа № 9 описывают себя как рассеянных, легко сбиваемых с толку, иногда обладающих плохой памятью. Мне кажется, что для эннеатипа № 9 обычное дело быть повсюду и попадать в разные истории. На это указывает и статистический факт связи между гибелью людей в автомобильных катастрофах и чрезмерной полнотой. Им трудно сконцентрироваться, что ведет к желанию уйти из центра событий на их периферию. Однако рассеянность внимания поддерживается намеренным стремлением личности к рассеянности, как если бы его побуждало желание не переживать или не видеть. Телевидение, газеты, шитье, кроссворд, головоломки и прочая аналогичного рода деятельность вместе со сном служат целям наркотизации, или «онемения чувств».

 

Экзистенциальная динамика

Так же, как внизу энеаграммы (№ 4 и № 5) осознанная экзистенциальная боль максимальна, вверху – в эннеатипе № 9, она минимальна. В эннеатипе № 9 даже сторонний наблюдатель не угадает утраты внутреннего мира личностью, так как она излучает удовлетворенность настолько, что кажется «на своем месте». Именно в этом и заключена особая характеристика тиковой обскуракции ленивых, сверхприспособляемых характеров – они слепы по отношению к самим себе. Их духовных поиск замещает эрудиция, путешествия, коллекционирование антиквариата

Ранее я постоянно указывал на центральную позицию эннеатипа № 9 в энеаграмме характеров, что подчеркивает то, что корень всех патологий – в «забывании себя». Однако в эннеатипе № 9 – это пе редний план, и относительно небольшое количество компенсационных действий дает ощущение внутреннего здоровья личности, «псевдозрелости». Можно сказать, что эннеатип № 9 менее невротичен, чем другие характеры, и что его осложнения чисто духовные.

Одну из форм эннеатипа № 9 я назвал «сверхжизнелюбием»: поиск бытия в комфортности жизни живого существа и деятельности, связанной с выживанием. Такой человек может сказать: «Я ем, поэтому я существую». Другая форма – это поиск бытия через принадлежность. Для человека эннеатипа № 9 желания других – его собственные желания, а их радости – его собственная радость. Живя символически, он живет чужой жизнью. Он мог бы сказать: «Я твой, поэтому я существую», где «ты» можешь быть любимым человеком, политической партией, Пиквикским клубом и даже футбольной командой...

В целом материальность и очевидность делает Санчо Панса нашей действительности самыми удовлетворенными «тиковыми умиротворителями». Его скрытность напоминает нам об осле Насреддина: рассказывают, что на отдаленном таможенном пункте видели, как Насреддин на своем осле снова и снова пересекает границу; его заподозрили в перевозке контрабандных товаров, но ничего, кроме сена, в седельных сумках таможенники не нашли. Гораздо позже один из таможенных служащих вновь встретился с Насреддином: оба они жили уже в другой стране, и все обстоятельства того случая остались в прошлом, он спросил Ходжу, что же он перевозил так хитро, что они его так и не смогли поймать. Ответ Насреддина был прост: «Ослов».