НАШИ ПАРТНЕРЫ:

logo2 test

Эннеатип 5: Скупость или «Поиск целостности через отчуждение»

 

Общая характеристика: Алчность и патологическая отчужденность

В качестве духовной «утраты ориентира» или духовного препятствия алчность понимается отцами церкви не только в буквальном смысле, подтверждение чему мы видим в «Рассказе священника» из чоссеровских «Кентерберийских рассказов»: «Алчность — это не только жадность до земель и имущества, иногда это жажда знаний и славы».

Если побуждение противоположного эннеатипа №1 – гнева – раздавить, сломить сопротивление, то побуждение алчности — захватить и удерживать. Гнев проявляет жадность решительно и агрессивно (и зачастую неосознанно), в алчности же присутствует только стремление удержать. Это, скорее, попытка схватить из страха, порожденного фантазией, что отпустить – значит пережить катастрофическое опустошение. За этим скрытым импульсом скрывается постоянное ощущение неминуемости опустошения.

Однако стремление удержать – это лишь одна из двух главных черт эннеатипа № 5 , тогда как другая состоит как раз в том, чтобы слишком легко сдаваться и отпускать, прежде всего, любовь и людей, а также экономить усилия и ресурсы. Именно этот отказ от любви и окружающих компенсируется излишней привязанностью к своему внутреннему миру и укладу жизни, а также к настоящему моменту.

Точно так же, как об испытывающих ярость (№ 1 ) можно сказать, что они часто не осознают свой гнев, и что гнев – их главное табу, так и об алчных можно сказать, что алчность их неосознанна. Разница между эннеатипом № 1 и № 5 лежит в противоречии между активной экстравертностью первого и интровертностью последнего (интровертности думающего эннеатипа, который избегает действия).

Ичазо использовал для определения фиксации, соответствующей эннеатипу № 5 , слово «скупость». «Скаредность» с его дополнительным значением неведения недостатка ближе всего подойдет для понимания дополнительного аспекта стратегии эннеатипа № 5 перед лицом действительности: самоотстранение и разрыв связей. Еще точнее будет говорить об отчуждении, отказе, аутистичности и шизоидности.

 

Структура черт характера

 

Стремление удержать

Сюда вместе с алчностью включены такие характеристики, как недо статок щедрости в отношении денег, энергии и времени, а также скаредность по отношению к нуждам других. Среди характеристик стремления удержать важно отметить желание удержать существующее направление ума – характеристика, приводящая к типичной неровности мышления, мягкая форма косности, противоречащая открытости личности по отношению к окружающему миру и к тому новому, что в нем появляется, к переходу от теперешнего состояния сознания к последующему. Это та характеристика, которую Ван Гебсатель выделил как «заторможенность», как «застревание».

 

Стремление «не отдать»

Является отголоском осознания в раннем периоде жизни того, что отдавать больше, чем получаешь, противоречит инстинкту выживания. Желание избежать обязательств можно рассматривать как выражение стремления не отдавать, так как оно подразумевает не отдавать в будущем. Однако в таком желании избежать обязательств есть еще и другой аспект: потребность эннеатипа № 5 быть совершенно свободным, несвязанным, несдерживаемым в обладании всей полнотой самих себя. Можно отметить, что запасливость подразумевает не только алчность, но и проекцию алчности в будущее – защита от того, чтобы остаться ни с чем. Эту черту можно рассматривать как следствие не только алчности, но и острой необходимости характера в автономии.

 

Патологическая отчужденность

ККак если бы человек размышлял: «Если единственный способ удержать то самое, что у меня есть, – это отдалиться от других и от их нужд и желаний, то именно это я и сделаю». Аспект патологической отчужденности – это характерная отстраненность, качество быть «одиночкой». Это человек, который привык быть один и который в силу отрицания связей не чувствует себя особенно одиноким. В связи с этим можно говорить о трудности, которую испытывают люди эннеатипа № 5 в приобретении друзей, так как важным аспектом этих затруднений является недостаточная мотивация общения.

 

Страх быть поглощенным

Страх быть «проглоченными другими» и желание избежать этого может быть следствием отказа поддерживать отношения и выражение неосознанности собственных подавленных желаний общения (как подчеркивал Феабери), страх потенциальной зависимости. Высокая чувствительность к постороннему вмешательству и помехам.

 

Автономия

Острая потребность в автономии понимается как следствие разрыва отношений. Вместе с развитием «механизма отчуждения» (используя выражении Х.С.Саливана) человеку необходима способность обходиться без внешней поддержки. Тот, кто не может за удовлетворением своих желаний обратиться к другим, должен создать собственные ресурсы, храня их, так сказать, в банке из слоновой кости. Идеализация автономии управляет подавлением желаний и лежит в основе жизненной философии, очень похожей на ту, которую Гессе вложил в уста Сидхарты: «Я могу подумать, я могу подождать, я могу поспешить».

 

Бесчувственность

Хотя я уже обращался к подавлению потребностей и поминал угнетение гнева в эннеатипе № 5 , мне кажется, что желательно сгруппировать эти дескрипторы с другими в более обобщенную черту – бесчувственность. Она имеет отношение к утрате осознания чувств и их возникновения, что является результатом избегания любого их проявления. Эти характеристики делают некоторых людей безразличными, холодными, невыразительными и апатичными. Сюда можно поместить и отсутствие жизнелюбия, хотя неспособность получать удовольствие – более сложный феномен: в то время как эннеатип № 1 не расположен к наслаждениям, эннеатип № 5 обладает пониженной способностью их переживать. Удовольствия не высоко котируются по шкале ценностей этого характера, так как он поглощен более «насущными» проблемами, такими как побуждение держаться на безопасном расстоянии от других и склонность к автономии.

 

Откладывание действий

Действовать – это значит вкладывать себя во что-то, задействовать свою энергию, а это идет вразрез с сутью ориентации эннеатипа № 5 на удерживание. И более обобщенно: действие нельзя рассматривать в отрыве от взаимодействия. Таким образом, если побуждение к общению невелико, побуждение к действию соответственно уменьшается. С другой стороны, действие требует энтузиазма по отношению к чему-либо, наличие чувств – чего в случае с апатичной личностью нет. «Делать что-то » означает также и демонстрировать себя миру, так как действия раскрывают намерения. Тот, кто хочет скрыть свои намерения (что типично для алчного), будет подавлять также и свои действия, и вместо спонтанных движений и инициатив будет культивировать чрезмерную сдержанность. Характерное промедление как черту характера можно считать гибридом негативизма и избегания действий.

 

Ориентация на знания

Эннеатип № 5 не только интроверт (так как избегает взаимоотношений), но и типичный интеллектуал (что обычно характерно для интровертов). Через доминирующую ориентацию на знания личность может искать замену удовлетворению, например как замена жизни чтением. И все же символическая подмена жизни – не единственная форма выражения интенсивной мыслительной деятельности. Еще один аспект: подготовка к жизни, подготовка настолько напряженная, что личность никогда не чувствует себя достаточно подготовленной. В выработке знаний в качестве подготовки для (подавленного) действия особенно удивительна деятельность по абстрагированию. Люди эннеатипа № 5 стремятся к действиям, направленным на классификацию и организацию, а также стремятся иметь дело с абстракциями, избегая в то же время конкретизации. С абстрагированием и организацией деятельности связан интерес к науке и любознательность в отношении знаний. Кроме того, подавление чувств и действий порождает характеристику простого свидетеля жизни: бесстрастного, хотя и проницательного ее наблюдателя, который в самой своей проницательности ищет возможность заменить жизнь ее пониманием.

 

Чувство опустошенности

Подавление чувств и избегание жизни (избегание чувств) определяет избегание действия вместе с фактическим обеднением переживаний. Можно понять чувство стерильности, опустошения, бессмысленности, типичные для эннеатипа № 5 как результат фактического обеднения личности. Превалирование такого ощущения внутреннего вакуума в современной жизни отражает большое количество личностей эннеатипа № 5 , посещающих консультационные кабинеты психотерапевтов. Одним из психодинамических следствий этой экзистенциальной боли от ощущения тусклости существования является попытка компенсировать обеднение чувств и активной жизни посредством жизни интеллектуальной (для которой человек обычно по своему складу хорошо подготовлен), личность занимает позицию любопытствующего и/или критического «стороннего наблюдателя».

 

Ощущение вины

Эннеатип № 5 (вместе с эннеатипом № 4 , в нижней части энеаграммы) характеризуется склонностью к ощущению вины. Чувство вины проявляется в смутном ощущении своей неполноценности, в уязвимости, робости, в чувстве неловкости и застенчивости и, что наиболее типично, в характерной скрытности личности. Хотя чувство вины и можно объяснить наличием сильного суперэго эннеатипа № 5 , я думаю, что это еще и следствие раннего скрытого решения личности исключить любовь из жизни (как реакция на отсутствие любви в окружающем мире). Холодную отстраненность эннеатипа № 5 , таким образом, можно рассматривать как эквивалент гнева мстительного эннеатипа (№ 8 ), который выбирает одиночество и борется за су ществование во враждебном мире. Его уход от людей эквивалентен противоборству им, как если бы, не имея возможности проявить гнев, он аннигилировал противника в своем внутреннем мире.

 

Высокое суперэго

Высокое суперэго может рассматриваться как взаимозависимое с виной: результатом требовательности суперэго является ощущение вины, а требовательность возникает как компенсация этого ощущения. Как и личности эннеатипа № 1 , эннеатип № 5 требует многого от себя и от других. Можно сказать, что эннеатип № 1 стремится к совершенству вовне, а эннеатип № 5 – внутри себя. Кроме того, первый придерживается относительной идентификации со своим суперэго, тогда как последний идентифицирует себя со своим внутренним образом «непутевого».

 

Негативизм

Желание отвергнуть осознанные требования как других людей, так и свои. Здесь мы еще раз наблюдаем фактор, подчеркивающий характерное оттягивание действия, так как иногда имеет место желание не делать того, что воспринимается как необходимость, желание не «давать» чего-то, о чем просят или чего ожидают, даже если источник просьбы скорее внутренний, чем общественный. Прояв лением такого негативизма является то, что , чем бы ни решил, основываясь на реальных желаниях, заняться человек, станет еще на стадии смутных проектов «долженствованием», что ведет к потере мотивации на базе внутреннего сопротивления.

 

Сверхчувствительность

В характеристику эннеатипа № 5 необходимо также включить сверхчувствительность, проявляющуюся в чертах от нетерпимости к боли до страха быть отвергнутым. У меня создалось впечатление, что эта черта является более характерной (в плане психодинамической основы), чем бесчувственность, и что, как предложил Кретчмер, эмоциональная подавленность возникает именно как защита от сверхчувствительности. Сверхчувствительность эннеатипа № 5 ведет к ощущению слабости и ранимости при соприкосновении с миром вещей и людей. До тех пор пока личность не отгородилась полностью от восприятия других людей, она нежна, мягка и безобидна. Это справедливо даже в случае, если человек имеет дело с неоду шевленным миром: он не хочет нарушать существующий порядок вещей, ему бы хотелось, так сказать, пройти, не причинив вреда траве, на которую он ступает. Хотя его сверхчувствительность можно приписать, вместе с ориентацией на знание и интровертным уходом от идей, церебротонической подоплеке этого энеа-типа, она, кажется, может пониматься как производная в некоторой мере от полуосознанного переживания психологической боли: боли от чувства вины, боли от неосознанного одиночества, боли от опустошенности. Мне кажется, что личность, ощущающая свою полноту и значительность, способна вынести большую боль, чем тот, кто ощущает свою пустоту.

 

Экзистенциальная динамика

Имеет смысл рассматривать шизоидную предрасположенность как отстраненность ввиду осознания отсутствия любви и принять во внимание факт, что ощущение отсутствия любви продолжает существовать не только как «фантом боли», но и ведет к обесцени ванию позитивных чувств других по отношению к личности, восприятию их как манипулирования. Можно сказать, взрослой личности эннеатипа № 5 нужна не просто материнская любовь, но настоящая жизнь, ощущение бытия, изобильности, что он саботировал от случая к случаю в стремлении избежать жизни и общения. Таким образом, его главная надежда не в том, чтобы получать любовь, но в его собственной способности любить и устанавливать отношения. Погруженный в себя шизоидный тип оградит себя от вмешательств внешнего мира; но при этом он отдалится и от самого себя.

Скрытым убеждением в эннеатипе № 5 является мысль, что бытие обретается вне области становления: вне тела и чувств, вне самого мыслительного процесса.

Стремление удерживать одновременно является и причиной и следствием в характере. Этот процесс раскрывается в истории о Мидасе, который в своем стремлении разбогатеть пожелал, чтобы все, к чему бы он ни прикоснулся, превращалось в золото. Непредвиденное трагическое следствие его желания – превращение в золото его дочери – символизирует гораздо нагляднее, чем концептуальные размышления, процесс, посредством которого достижение самой желанной цели может привести к дегуманизации, а стремление к экстраординарному – к утрате способности оценить обычное.