Клаудио Наранхо почти с самого начала своей деятельности в качестве автора и ведущего программы SAT серьезно интересовался реформой образования, прекрасно понимания, что именно учителя транслируют идеи и ценности одного поколения – другому.
Вот что он пишет в автобиографии:
Про ранние годы:

В 1969 году мне выпала честь быть приглашенным в качестве эксперта в Центр исследований образовательной политики, созданный Виллисом Харманом в рамках Стенфордского исследовательского института (SRI). Мне поручили изучение модной тогда темы: синтеза психологических и духовных практик, которые можно было бы применить в образовании. Написанный мной отчет был опубликован в виде монографии SRI под названием The Unfoldment of Man (Раскрытие человека).

 

И более поздние поиски:

С конца 90-х я был на множестве конгрессов по образованию и стал пытаться способствовать преобразованию государственных систем в нескольких странах, будучи убежденным в том, что нет ничего более обнадеживающего с точки зрения социальной эволюции, чем коллективная помощь индивидуальному обретению мудрости, свободы и сострадания. Моя книга «Изменим образование, чтобы изменить мир» вышла на испанском в 2004 году и была написана для того, чтобы вдохновить преподавателей, прошедших Программу SAT, на создание проекта SAT-Образование – для учителей школ и магистров по педагогике – в форме «внешкольного плана образования» в области самопознания, улучшения взаимоотношений и духовной культуры.

 

В постоянном режиме семинары SAT для учителей проводятся в странах Южной Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Чили), а также в Италии и Испании.

 

SAT как государственный образовательный проект в странах Южной Америки

 

Министерство образования Чили 2002

В 2002 году министерство образования Чили провело эксперимент: попросило Клаудио Наранхо и его коллег организовать семинары SAT для педагогов – преподавателей вузов и учителей школ. В программе были такие элементы SAT, как погружение в психологию эннеатипов, лаборатория психотерапии, терапевтический театр, телесно-ориентированные и созерцательные практики. В распоряжении участников были гештальт-терапевты, готовые в любой момент довести до конца процессы, начавшиеся во время курса. В своей книге «Изменим образование, чтобы изменить мир» Клаудио Наранхо, с разрешения участников семинара, приводит их отзывы. Эти отзывы дают представление о том, как человек, начавший меняться в результате SAT, видит свою профессиональную деятельность. Сможет ли он привнести в нее новые элементы, призванные изменить мир к лучшему?

 

Отзывы участников

Эвелин Гарлик:

Я смею надеяться, что они, эти новые учителя, сумеют, по возможности, передать своим ученикам нечто действительно важное: возможность самопознания, осознания своих возможностей, в том числе и своих возможностей самовыражения.

Сесилия Агуайо:

Дети злятся на нас, они устали от нас, они не хотят больше слушать наши речи о ценностях и достоинствах, они хотят увидеть все это в действии, на нашем личном примере. И вот что я осознала благодаря вам: у меня есть ценности. Вы вернули их мне.

Мария Исабель Мисон:

Я глубоко осознала, что опыт, приобретаемый преподавателями в ходе программы SAT, обладает высочайшей ценностью и призывает пересмотреть свой взгляд на ключевые проблемы системы образования сквозь призму неустанной работы над самим собой.

 

Отправной точкой любых преобразований или реформ образовательной системы должно быть в первую очередь обучение самих учителей, ведь именно на них возложена ответственность за ход образовательного процесса в аудитории; вот почему следует в первую очередь помочь педагогам изменить свое виденье этого процесса. Осознание себя как личности и поиски гармонии между рациональным и эмоциональным началом принято считать темой, которая выходит за пределы школьного образования, однако именно это необходимо для истинной реформы обучения будущих учителей.

 

Заключение эксперта

Доктор наук, специалист по оценке эффективности образовательных проектов Криста Вейс об основных практических аспектах результатов SAT для школьных учителей и преподавателей вузов.

 

Новый подход к раскрытию потенциала учеников

Программа SAT позволяет преподавателям «исследовать новые территории», учит принимать различия, действовать, руководствуясь любовью, принимая самих себя и других, такими, какими они являются на самом деле. Основное внимание программы сконцентрировано на таких аспектах, как чувство полноты и целостности, на работе с человеческими особенностями и ценностями, что в приводит к значительному улучшению эмоционального здоровья.

Целостный подход к образованию

Одним из давних вопросов образовательной системы, ставшим предметом громких дискуссий (результаты которых, увы, едва ли изменили ход событий), является необходимость в целостном подходе к образованию, который смог бы заполнить все прорехи традиционного подхода, такие как низкая мотивация и пассивная учеба, проблемы с запоминанием, работа левого полушария, развитие логического мышления.

Воспитание в определенной системе ценностей

Мы живем в мире, где индивидуализм ведет наступление, вновь и вновь возникает дискриминация и нетерпимость, происходит распад общества и семьи - иными словами, все наше общество находится в глубочайшем кризисе, и все чаще нам приходится констатировать упадок морали и кризис человеческих ценностей.

 

Программа SAT учит тому, как вести интенсивную работу по воспитанию общечеловеческих ценностей, и, по признанию многих педагогов-участников, позволяет принимать самого себя в непрерывном сопоставлении с другими.